Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема тщеславия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

16.04.2020 18:31:37
Автор: Muslima Kuraeva

             В исходном тексте русский писатель Антон Павлович Чехов ставит проблему тщеславия.
             Учитель военной прогимназии, Лев Пустяков, был приглашен на обед к купцу Спичкину, который любил ордена. Герой, чтобы возвыситься на глазах гостей и самого хозяина, одолжил у друга медаль. Таким образом, мы видим, что Пустяков подвержен к тщеславию. А также, после обеда герой ходил по комнатам и показывал барышням орден. Лев Пустяков жалел только о том, что не взял награду более высокого достоинства. Таким образом, мы видим, как герой, поверженный тщеславием, с гордостью проносил чужой орден, выдавая за свой.
             Позиция автора ясна. Он высмеивает людей, которые выдают себя теми личностями, которыми на самом деле они не являются. Человек, пораженный тщеславием, способен присваивать чужие заслуги и при этом не чувствовать угрызения совести.
             Я полностью согласна с позицией автора, потому что, как и он, считаю, что люди ради славы готовы лгать, приписывать себе ложные качества. Примером может послужить комедия Н. В. Гоголя "Ревизор". Хлестаков - главный герой произведения, который стремится казаться не тем, кем является. Он лжет из тщеславия, чтобы похвастаться своим положением в обществе.
             Таким образом, хочу добавить, что тщеславие - внутренняя пустота, которая проявляется в стремлении хорошо выглядеть на глазах окружающих.
Количество слов - 196

Рецензент: Наталья Шилова
    Добрый вечер. Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ. Однако хочется посоветовать Вам более внимательно анализировать исходный текст и стремиться к более точному словоупотреблению.
  На мой взгляд, уже в постановке проблемы Вы допускаете  речевую неточность.  Словосочетание  "исходный текст",  уместно звучащее в формулировке задания 27, в работе выпускника  "режет слух".  В данном случае Вы могли бы написать так: "В рассказе "Орден" русский писатель Антон Павлович Чехов ставит проблему тщеславия".
  Говоря о комментарии, должна заметить, что Вы приводите только один пример - тщеславный поступок Пустякова  - и поэтому теряете за комментарий 2 балла,  чего бы не случилось, если бы Вы  проанализировали и поведение еще одного тщеславного героя рассказа - учителя французского языка Трамбляна.
  Кроме того,  потеря баллов происходит  по причине нарушения логики и норм литературного языка.
  Лично мне не хватает "мостика"  между вступлением и основной частью (например, такого: "Размышляя над этой актуальной во все времена проблемой, писатель рассказывает  курьезную историю).
В заключении тоже произошел логический сбой.  "Таким образом" это вводное словосочетание,  которое употребляется для придания высказыванию значения вывода, а Вы пишите:"Таким образом,  хочу добавить, что тщеславие - внутренняя пустота, которая проявляется в стремлении хорошо выглядеть на глазах окружающих".  Нарушение логики усматриваю и в самом  определении. Все-таки, по-моему, правильнее так:"Тщеславие - это  стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих при внутренней пустоте".
     Анализируя практическую грамотность, отмечаю  следующие ошибки:
пунктуационную:
А также, после обеда герой ходил по комнатам ( нет повода для запятой);

грамматические (!!!):
Герой, чтобы возвыситься на глазах гостей ...,  хорошо выглядеть на глазах окружающих., (неправильное употребление падежной формы   существительного с предлогом   -  возвыситься В глазах гостей...),
подвержен к тщеславию... (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом    - подвержен тщеславию),
выдают себя теми личностями  (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  - выдают себя ЗА...),
не чувствовать угрызения совести... (нарушение управления -  угрызений),


речевые:
поверженный тщеславием ( нарушение лексической сочетаемости)
готовы лгать, приписывать себе ложные качества (тавтология)...
Примером может послужить комедия Н. В. Гоголя "Ревизор"  (примером может послужить герой комедии...).

Удачи на экзамене.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку