Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема влияния войны на искусство и нелюдей.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



15.04.2020 17:25:47
Автор: Гульзана Курбанова

СТАРОЕ КИНО

(1)На фронте, будучи уже взрослым и тёртым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису.

(2)Исчезло вдруг ощущение условного действа, всё воспринималось въяве. (3)Может быть, причиной тому были звёзды, видные в разодранном соломенном верху кровли, перестук пулемётных очередей, доносившийся с передовой, — не знаю, но ощущение доподлинности захватило всех бойцов. (4)Когда дело дошло до того места в картине, где мать убитого дитяти, тайком от фашистов закопавшая его во дворе, притаптывала землю, чтобы «незаметно было», и глядела на нас широко открытыми глазами, в которых горе выжгло не только слёзы, но даже саму боль, и сделались они, эти глаза, как у младенца, прозрачны и голубы, хотя кино было не цветное, почудились они нам звёздами, они даже лучились, остро укалывали в самое сердце. (5)Отстранённая от мира, она ничего уже не видела, она топталась и топталась по своему дитяти, с кротким недоумением, с немой мольбой глядя куда-то, должно быть, в вечность, и казалось — живыми ногами наступает она на живое, думалось, дитяти больно и страшно в тёмной земле… (6)Хотелось остановить её, да не было сил крикнуть, шевельнуться — оторопь брала, костенела душа, стыла кровь.

(7)…Целую вечность спустя я поднимался по скрипучей лестнице старого замоскворецкого дома и на каждом пролёте переводил дух, решая про себя задачу: не задать ли стрекача? (8)Первый раз в жизни шёл я к настоящей живой артистке! (9)Страшно-то как!

(10)Пересилив-таки себя, дошёл я до нужной двери, перевёл ещё раз дух и позвонил. (11)Дверь отворила сама артистка и, приветливо улыбаясь, пропустила меня в прихожую.

(12)Я рассказал артистке о том, как мы смотрели кино на фронте, повзводно меняясь с передовой, и, конечно же, задал наивный вопрос — как это можно так вот всё доподлинно сыграть?

(13)– А я и не играла, — почти спокойно, с глубоким достоинством произнесла актриса и потупилась, чтоб я не заметил дрогнувших губ. (14)– Вы и не представляете, какая мне награда ваш рассказ за ту мою работу…

(15)Чуть рвущимся голосом она поведала мне о той действительно тяжкой, а в моём нынешнем понимании до подвига поднимающейся работе.

(16)Столичная киностудия, эвакуированная в Алма-Ату, снимала фильм в полуразрушенной клуне. (17)Одну из второстепенных ролей в этом фильме играла уже пожилая замоскворецкая актриса, и роль ей, особенно центральный эпизод, не удавалась.

(18)В разгар работы над фильмом пришла телеграмма, которой срочно вызывали актрису в Москву — на похороны убитого в ополчении сына.

(19)Ей выписали пропуск, проводили на поезд, а через десять дней встретили. (20)Была поздняя ночь, холод, пустота. (21)Она удивилась, что на вокзал приехал сам постановщик фильма, прославленный режиссёр, занятой человек. (22)Привезли её почему-то в киностудию, где их уже ждала съёмочная группа.

(23)– Это бесчеловечно! — сказала актриса режиссёру. (24)— Я не могу сейчас работать! (25)Не могу… (26)Пощадите!..

(27)Она рыдала. (28)И тогда режиссёр шевельнул скорбно сжатым ртом и выдавил короткое, но такое в ту пору […] слово:

– Надо!

(29)Режиссёр был опытный и хитрый. (30)Он дал актрисе ножик, мешок с мелконькой картошкой, какая только в войну вроде и рождается, усадил её на скамейку, а сам принялся тихонько расспрашивать про Москву, про сына, про похороны.

(31)Раз только, в самом начале съёмки, когда ослепили её светом, актриса зажмурилась, сжала руками голову.

(32)– Что вы со мной делаете? (33)Что вы со мной делаете?! (34)А потом послушно стала исполнять свою работу, чистить картошку, и ушла куда-то так далеко, что актёра, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: «Будьте осторожны. (35)У неё в руках нож…»

(36)Она работала всю ночь, чистила картошку и тихо рассказывала про Москву, про сына, про похороны, и всё, что от неё требовалось, сделала — весь кусок в фильме был отснят без репетиций и дублей. (37)Когда закончились съёмки и измученные люди повалились спать кто где, режиссёр встал на колени перед актрисой и поцеловал её руки, вымазанные картошкой:

– Прости!

(38)Ту военную картину больше не показывают на экранах, должно быть, лента износилась от долгого употребления или потеряла она свою силу, но мне всё помнится старая клуня с дырявым верхом, тесно набившиеся в неё бойцы, слышится вперемешку перестук пулемётов и движка, не гаснет в памяти танец — голыми ногами, по голой земле и видятся белые от ненависти, испепеляющие глаза русской женщины, которая так умеет страдать, терпеть и ненавидеть, как никто, наверое, на земле не умеет.

(По В.Астафьеву)
Каким образом с помощью искусства можно показать сущность войны ?Именно этим вопросом задается в своем тексте  В.Астафьев.
Раскрывая данную проблему ,автор ведет повествование  от лица солдата,который ,будучи на фронте ,однажды посмотрел "кинокартину о войне".Он описывает ошущение доподлинности,которое охватило его и других бойцов при просмотре эпизода,где мать тайком от немцев хоронила своего ребенка.Глаза матери ,наполненные  тоской и скорбью  ,её немая мольба ,которая так хорошо передавалась через экран, не могли оставить никого равнодушным,а у рассказчика же при виде этого всего"костенела душа,стыла кровь".Этот пример ,показывает ,что люди ,которые имеют представление о военной жизни, могут ,как никто другой ,оценить творения искусства,посвященные войне,ведь нередко такие творение бывают  трогательными до глубины души.
Продолжая повествование,рассказчик говорит о  своей встрече с той самой актрисой из старого военного фильма.С того времени ,как он посмотрел тот самый завораживающий фильм прошло много времени,но только сейчас ему попалась возможность спросить эту актрису о том ,как она смогла так хорошо сыграть ту незабываемую сцену.И каково же было его удивление,когда он узнал ,что актриса то на самом деле не играла ,она снималась в этой сцене после смерти своего сына ,убитого в ополчении.Оказывается ,ее чувства и горечь ,так хорошо выраженные в этом кино, принадлежали ей самой. Вот в чем секрет ее хорошей игры:она была знакома с войной,та забрала её сына,заставила пережить огромное горе.Этот пример показывает ,что доподлинное искусство про войну может создаться  теми людьми ,кто в полной мере осознает всю её бесчеловечность .
Приведенные примеры ,дополняя друг друга ,дают ясно понять ,что война способна настолько впечатлить человека ,что всё связанное с ней ,например ,творения искусства могут нести для него какой -то глубокий смысл.
Авторская позиция в данном тексте ясна:через искуство можно показать сущность войны,пока есть люди,которые  имеют понятие об её ужасах,которые переживают эти ужасы каждый раз при воспоминании о ней .Именно такие люди могут ,как совершенно никто другой, передать свою боль через искусство и такие же люди всей душой смогут понять эту боль,такую знакомую и близкую им всем,и в полной мере оценить всё ,что посвящено виновнику этой боли.
С данной позицией трудно не согласиться.И в  настоящее время сохранилось немало фильмов ,описывающих тяготы войны,им уже много лет ,но актуальности своей они до сих пор не теряют.И сейчас бывает ,что наряду с цветными современными фильмама иногда показывают эти самые черно-белые кинофильмы,которые  без всяких цветов  и красок показывают всю полную палитру человеческих чувств , муки и страдания.И вряд ли мы ,современное поколение,поймем до конца через них всю безвыходность и отчаяние людей ,живших в эти самые времена.Мы не поймем,но поймут и объяснят нам люди ,которые были вынуждены  это всё понять , были вынуждены пережить это ужасное время.
В заключение хочется сказать ,что мы не можем отрицать того факта ,что  в современное время для  жителей многих стран война ворвалась лишь в нашу историю ,в наше искусство ,которое в свою очередь обрело военную тематику  благодаря людям ,которым та ворвалась в самую жизнь,стала частью их жизни , и именно поэтому поймут  в полной мере это самое  искусство только те ,кто дал ей жизнь.
Количество слов - 1259

Рецензент: Елена Дудина
Гульзана, здравствуйте!

Ваше сочинение могло бы претендовать на высокий балл, если бы не одно НО. Вы пытались слишком сильно приукрасить речь, хотели, чтобы сочинение выглядело как можно более серьезным, глубоким, "умным". Увы, эти попытки провалились и привели к потере баллов. Многословие, "красивости", заумные фразы - это признаки дурного стиля, так не надо писать! В следующем сочинении учтите это и попробуйте писать проще, яснее, лаконичнее.

Неверно определена связь между примерами. Анализируемые эпизоды находятся в причинно-следственной связи друг с другом, а не дополняют друг друга.

Орфография:
И каково же было его удивление,когда он узнал ,что актриса то на самом деле не играла ,она снималась в этой сцене после смерти своего сына ,убитого в ополчении.
Актриса-то

Пунктуация:
Этот пример ,показывает ,что люди ,которые имеют представление о военной жизни, могут ,как никто другой ,оценить творения искусства,посвященные войне,ведь нередко такие творение бывают  трогательными до глубины души.
Лишняя запятая
С того времени ,как он посмотрел тот самый завораживающий фильм ЗПТ прошло много времени,но только сейчас ему попалась возможность спросить эту актрису о том ,как она смогла так хорошо сыграть ту незабываемую сцену.
Запятая перед как не нужна, нужна после фильм.
Приведенные примеры ,дополняя друг друга ,дают ясно понять ,что война способна настолько впечатлить человека ,что всё ЗПТ связанное с ней ,например ,творения искусства ЗПТ могут нести для него какой -то глубокий смысл.
Знаки расставлены некорректно.


Речь:
Именно этим вопросом задается в своем тексте  В.Астафьев.
Лишнее слово.
Этот пример ,показывает ,что люди ,которые имеют представление о военной жизни, могут ,как никто другой ,оценить творения искусства,посвященные войне,ведь нередко такие творение бывают  трогательными до глубины души.
Обычно употребляется выражение "тронуть до глубины души", с прилагательным "трогательный" этот фразеологизм, на мой взгляд, плохо сочетается.
С того времени ,как он посмотрел тот самый завораживающий фильм прошло много времени,но только сейчас ему попалась возможность спросить эту актрису о том ,как она смогла так хорошо сыграть ту незабываемую сцену.
Повтор; нарушение сочетания - правильно: предоставилась возможность.
Этот пример показывает ,что доподлинное искусство про войну может создаться  теми людьми ,кто в полной мере осознает всю её бесчеловечность
Несочетаемость. Искусство ПРО что-либо не может быть, могут быть произведения искусства про что-либо.
Именно такие люди могут ,как совершенно никто другой, передать свою боль через искусство и такие же люди всей душой смогут понять эту боль,такую знакомую и близкую им всем,и в полной мере оценить всё ,что посвящено виновнику этой боли.
Предложение абсолютно нечитабельное, смысл ускользает, накручены конструкции, что за виновник боли - непонятно. Вкупе с пердыдущим предложением создает непреодолимое препятствие для понимания смысла.
эти самые черно-белые кинофильмы,которые  без всяких цветов  и красок показывают всю полную палитру человеческих чувств , муки и страдания.
плеоназм.
И вряд ли мы ,современное поколение,поймем до конца через них всю безвыходность и отчаяние людей ,живших в эти самые времена.
поймем до конца через них? Это как?
В заключение хочется сказать ,что мы не можем отрицать того факта ,что  в современное время для  жителей многих стран война ворвалась лишь в нашу историю ,в наше искусство ,которое в свою очередь обрело военную тематику  благодаря людям ,которым та ворвалась в самую жизнь,стала частью их жизни , и именно поэтому поймут  в полной мере это самое  искусство только те ,кто дал ей жизнь.
Извините, я не могу ничего понять в вашем тексте, кто куда ворвался, такое нагромождение придаточных и местоимений не давет шанса разобраться в смысле написанного.

Гульзана, нужно поработать над стилем, и тогда сможете набрать хорошие баллы. Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку