Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения человека в экстремальных условиях

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
08.04.2020 20:38:09
Автор: Даниил Мирончук

        Война – самое жестокое событие, которое уносит жизни ни в чем не винных людей, создает огромные проблемы для человечества. В таких сложных обстоятельствах каждый из нас начинает вести себя по-своему. Кто-то ведет себя спокойно, смиренно, а кто-то начинает впадать в агрессию, борясь за свою жизнь. Проблему поведения человека в экстремальных условиях Проблему поведения человека в экстремальных условиях поднимает А.Алексин в рассказе «Запомни его лицо…».
    Автор пишет о военном времени, когда начинается бомбардировка города. Мама предпринимает все возможное, чтобы обезопасить жизнь ребенка, она прикрывала его тело «руками, плащом, даже сумкой», всем, чем только могла. Когда дворник, выполняющий свои обязанности, не впускает женщину с сыном в бомбоубежище, мамин голос становится «требовательным, повелительным». С помощью средств художественной выразительности читатели ощущают то волнительное, неспокойное состояние героини, в котором она прибывает. Некоторые люди, находясь в трудной обстановке, теряют спокойствие, беспокоясь за жизнь близких.
    Иной стиль поведения можно проследить, анализируя поступки дворника. Он, несмотря на всеобщее волнение сохранял «невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд». Даже когда в голосе женщины появляется требовательность, дворник ей всего лишь «спокойно ответил». Человеку, выполняющему обязанности, от которых зависит жизнь других людей, удается сохранить спокойствие.
    А.Алексин, противопоставляя особенности поведения женщины и дворника, демонстрирует читателям различие действий героев в экстремальных условиях. Писатель, используя различные средства художественной выразительности, позволяет проникнуть в образ каждого из героев и понять его.
    Автор приводит нас к выводу, что в трудных обстоятельствах каждый из нас поступает по-своему, руководствуясь лишь личными убеждениями, мыслями. Каждый из них поступает правильно, ведь каждая любящая мать будет защищать ребенка любой ценой, а человек, «почитающий свою профессию» никогда не отступит от установленных принципов.  
    Я полностью согласен с позицией автора и считаю, что люди в экстремальных условиях ведут себя по-разному. Одни спасаются сами, а другие стараются помочь окружающим. В рассказе М.Шолохва «Судьба человека» в одном из эпизодов автор пишет о случае в церкви. Один из солдатов, желая спасти свою жизнь, хочет выдать командира фашистам. Его не останавливает то, что взводного убьют. А Андрей Соколов, будучи справедливым человеком, решает помочь командиру, удушив предателя. Каждый человек выбирает, как ему себя вести и что делать.
    В экстремальных ситуациях люди делают определённый выбор. Зачастую этот выбор зависит от морально-нравственных основ, личных убеждений, мыслей. Поэтому и поведение у всех разное, ведь каждый мыслит по-своему, преследуя определённую цель. Но стоит отдавать отчет действиям, чтобы не навредить окружающим.

    
Количество слов - 379

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Даниил!

Вы отлично справились с сочинением по такому непростому тексту. Сумели правильно определить одну из проблем, грамотно подобрали примеры, пояснили их, обозначили взаимосвязь. Речь выразительная, логических ошибок нет. Молодец!

Вот ошибки, которые лишили вас нескольких баллов.

Орфография:
С помощью средств художественной выразительности читатели ощущают то волнительное, неспокойное состояние героини, в котором она прибывает.
Правильно: ПРЕбывает.

Пунктуация:
Он, несмотря на всеобщее волнение ЗПТ сохранял «невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд».
Пропущена запятая в конце оборота с несмотря на.
Каждый из них поступает правильно, ведь каждая любящая мать будет защищать ребенка любой ценой, а человек, «почитающий свою профессию» ЗПТ никогда не отступит от установленных принципов.  
Пропущена запятая после причастного оборота.

Грамматика:
Мама предпринимает все возможное, чтобы обезопасить жизнь ребенка, она прикрывала его тело «руками, плащом, даже сумкой», всем, чем только могла.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Один из солдатов, желая спасти свою жизнь, хочет выдать командира фашистам.
Правильно: один из солдат...

Речь:
Некоторые люди, находясь в трудной обстановке, теряют спокойствие, беспокоясь за жизнь близких.
Повтор.


Больше замечаний нет. Даниил, уделите внимание качественной самопроверке сочинения, это поможет сохранить баллы.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку