Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема самопожертвования на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



05.04.2020 14:35:14
Автор: Олег Заплатин

       В предложенном для анализа тексте Бакланова поставлена проблема самопожертвования на войне.
       Так, автор рассказывает о поступке солдата Долговушина , решившего спасти пехоту, добравшись под обстрелом немцев до своих огневых позиций и сообщив ценную для командования информацию. Долговушин сам мог погибнуть, но ради ради спасения сослуживцев переборол страх перед смертью и совершил этот подвиг, что говорит о его самоотверженности.
       Далее, размышляя над проблемой, писатель акцентирует внимание на поведении старшины Пономарева, понявшего замысел Долговушина. Старшине  оставалось доползти до спасительной полосы кукурузы, скрывающей его от глаз противника, всего "метров пятьдесят", но вместо этого он решил помочь Долговушину добежать до "своих". Пономарев вытащил наган и "выпустил в немцев все семь патронов". Он отдал свою жизнь ради спасения Долговушина и пехоты.
        Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю глубже понять проблему самопожертвования.
        Позиция автора такова: только сильный духом человек способен пойти на самопожертвование.
        Я согласен с мнением писателя. Действительно, пожертвовать собой ради других может лишь человек с высокими моральными качествами. Ярким примером такого человека является Матросов, совершивший свой легендарный подвиг- он бросился на амбразуру и тем самым спас товарищей, что свидетельствует об его храбрости и мужестве.
        Таким образом, можно сделать вывод, что пожертвовать своей жизнью ради благополучия других людей может только смелый, порядочный и самоотверженный человек.
Количество слов - 202

Рецензент: Ирина Тараскина
Здравствуйте, Олег!
Ваша работа соответствует всем требованиям написания эссе ЕГЭ, но, к моему большому сожалению, вы очень невнимательно читали текст, потому что не увидели, что как раз Долговушин не повел себя героически, а трусливо бежал, бросив своего товарища на произвол судьбы. Об этом свидетельствуют факты из текста: "Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево", "Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь", «Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым. (63)− Вот те и вышло правей..." и, пожалуй, самое главное: "Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого". Все это свидетельствует о фактических ошибках, связанных с пониманием проблемы исходного текста и, соответственно, Ваши баллы по комментарию обнуляются. Конечно, можно отнести пример с пояснением о поведении Пономарева, но другой герой не повел себя героически. Более того, он даже не попытался помочь своему командиру и язвительно подумал о совете, который тот ему дал.
Принято считать: если в тексте нет двух примеров по сформулированной проблеме, значит и такой проблемы нет! Что как раз и получается у Вас. Да, Пономарев повел себя так, как и полагается старшему, командиру: прикрывал своего бойца. Но автор акцентирует внимание, напротив, на поведении Долговушина на войне. Не случайно Г.Бакланов рассказал всю предысторию службы героя! По этой причине и проблема исходного текста сформулирована неверно.
Перед нами художественный текст, а значит работа с ним намного сложнее.
Чтобы не получилась подобная ситуация на экзамене, советую вам работать по осмыслению содеражания текста следующим образом: выделять ключевые слова в каждой микротеме, обращать внимание на лексические повторы в тексте, формулировать микротемы. Только такая работа позволит Вам более глубоко осмыслить содержание.
Какие же проблемы поднимает автор в данном тексте?! Проблема поведения человека на войне, проблема проявления трусости на войне, проблема первого впечатления о человеке, проблема истинного и ложного героизма, проблема влияния войны на человека. Вот это примерный круг проблем, поставленных автором в данном тексте.
Теперь об ошибках. Очень похвально, что у вас их минимальное количество. 1 грамматическая: "об его" (правильно о его).
Желаю Вам удачи на экзаменах и легкого КИМа!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку