Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема любви

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


02.04.2020 17:35:07
Автор: Лера Гизитдинова

Автор текста Астафьев предлагает своим читателям задуматься над проблемой любви.
В качестве примера автор рассматривает отношения между Надеждой и Степаном.Они были влюблены друг в друга и даже после трагедии .в которой юноше  оторвало руки,Надежда не бросила его,а продолжала любить.Степан хотел покончить с собой,никого не мучать,но именно она вернула ему смысл жизни.Этот пример показывает,что любовь близких людей очень важна в жизни человека.
Автор ,размышляя над проблемным вопросом,приходит к следующему выводу :любить-это значит,быть рядом не смотря ни на что,помогать в любых ситуациях.
Я полностью согласна с мнением автора,ведь и правда,когда любишь- идешь на любые жертвы,чтобы оказаться рядом и помочь.
Примером из жизни хочу привести историю моих бабушки и дедушки.С самого детства она дружила с мальчиком,который был инвалидом.Уже в подростковом возрасте они проявляли симпатию друг к другу,а позже и поженились.Моя бабушка была счастлива с ним не смотря на то,что он  не мог ходить.
В заключении,хотелось бы надеяться,что люди будут смотреть не на внешность ,а на душу человека.Ведь внешность бывает обманчива.И даже на сегодня тема любви остается самой актуальной.
Количество слов - 187

Рецензент: Наталья Шилова
Добрый день, Валерия!
Ваша работа позволяет судить о том, что  Вы знакомы с форматом экзаменационного сочинения. Однако  в данном  случае Вас  постигла коммуникативная неудача. Такая формулировка, как "проблема любви", является ошибочной, т.к. перепутаны понятия проблема и тема. В своем комментарии Вы освещаете проблему роли любви в жизни человека, значит, именно так и нужно было формулировать проблему.    Кроме того, определяя позицию автора, Вы отвечаете на вопрос: "Что такое любовь?",   а при формулировке своей позиции пишете о самопожертвовании в любви,тем самым допуская логический сбой.    Таким образом, неправильная постановка проблемы привела  к потере баллов по первым четырем (содержательным ) критериям.
Анализируя практическую грамотность, отмечаю орфографические ошибки:
мучать ( правильно "мучить", слово МУЧАТЬ является просторечным),
не смотря ни на что , не смотря на...(производный предлог  - пишем слитно);
пунктуационные ошибки:
Они были влюблены друг в друга и даже после трагедии, в которой юноше  оторвало руки, Надежда не бросила его,а продолжала любить   (перед И - запятая, разделяющая простые предложения в составе  сложного с разными видами связи),
любить-это значит, быть рядом  (значит = означает - запятая не нужна),
ведь и правда, когда любишь  и правда - вводное слово - запятые с двух сторон),
В заключении, хотелось бы надеяться... (нет повода для запятой, В заключении не вводное слово),

Моя бабушка была счастлива с ним не смотря на то,что он  не мог ходить ( оборот с несмотря на... - обособленное обстоятельство)
грамматическю ошибку:
Примером из жизни хочу привести... (нарушение управления - В качестве примера из жизни.... );
 речевые ошибки:
С самого детства она дружила с мальчиком,который был инвалидом.Уже в подростковом возрасте они проявляли симпатию друг к другу,а позже и поженились.Моя бабушка была счастлива с ним не смотря на то,что он не мог ходить (повтор местоимения);
В заключении,хотелось бы надеяться... ( нарушение лексической сочетаемости - В заключении хотелось бы выразить надежду...).


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку