Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема переменчивости общественного мнения о человеке

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



02.04.2020 07:44:09
Автор: Артём Новобрицкий

           Григорий Яковлевич Бакланов поднимает проблему переменчивости общественного мнения о человеке.
           Автор рассказывает о солдате Долговушине, которого считали бестолковым из-за того, что он нигде не проявил свои способности. Этот пример показывает, что люди могут сформировать негативное мнение о человеке  по одному недостатку. Каждый из нас обладает рядом хороших и плохих качеств. Но Дологовушина считали странным, не обращая внимания на его положительные черты.
           Для сравнения обратимся к другому примеру. Долговушин в сложной ситуации смог выбраться из-под огня, проявив смекалку и ловкость. После этого случая сослуживцы стали относиться к нему лучше. Один поступок стал причиной изменения мнения о человеке. Значит, чтобы сформировать правильное представление о человеке, необходимо узнать его характер, хорошие и плохие качества.
            Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво. Оно зависит от ситуации, твоих действий. Те, кто раньше тебя ненавидел, завтра могу уважать и считать примером.
            Автор считает, что составлять общественное мнение о людях с первого взгляда нельзя. Но очень часто люди по одному впечатлению формируют целое представление о ком- либо, а потом могут изменить его из- за различных обстоятельств.
           Я полностью согласен с позицией автора. Мне тоже кажется, что первое мнение о человеке может быть ошибочно. Очень часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда при знакомстве человек один раз проявляет себя не с лучшей стороны и его начинают презирать. Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств.
            Таким образом я пришёл к выводу, что многие люди формируют мнение о человеке по первому взгляду. Этот способ неправильный, потому что нужно узнать и хорошое, и плохие качества человека, а уже потом делать вывод.
Количество слов - 258

Рецензент: Наталья Шилова

Добрый вечер, Артем!  Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.  
Однако, к сожалению, Вы неверно поняли текст Григория Бакланова,  неправильно сформулировали и прокомментировали проблему, определили позицию автора.  На самом деле Долговушин именно такой, каким  его изображает писатель в начале текста,: бестолковый, трусливый солдат, которого нельзя послать на  "опасное задание".  Его суть по- настоящему  раскрывается. в эпизоде  встречи с  немцами  по пути  на наблюдательный пункт и  лживом рассказе о  своем  якобы геройском поведении. В отличие от  старшины Пономарева, который в экстремальной ситуации думает о своих товарищах ( предложения 38 - 40), прикрывает отход Долговушина в укрытие, ценой своей жизни спасая его  жизнь  (предложения 41-54), Долговушин не спешит на   помощь раненому  командиру, думает только о  собственном спасении, а вернувшись  на огневые позиции, рассказывает о своем фальшивом героизме. Подобный анализ помог бы Вам правильно определить  одну из проблем текста (например, поведения человека на войне. нравственного выбора в экстремальных условиях войны, истинного и ложного героизма).

Когда пишешь  сочинение по  художественному тексту, действительно сложно определить проблему и позицию автора, которая  прямо не заявлена в тексте. Задача выпускника -  внимательное чтение текста, выделение ключевых слов, словосочетаний, фраз, обращение внимания на детали  повествования, средства  создания  ситуации, характера героев (пейзаж, портрет, речь, и т. д.). Это позволит правильно понять и проанализировать текст, что сохранит  баллы по первым четырем (содержательным) критериям.  В вашем случае, увы, по К1 - К4  поставят 0 баллов.

Утешением может послужить то, что Ваша работа отличается  смысловой цельностью и последовательностью изложения,  достаточно точным словоупотребленим,  разнообразием синтаксических конструкций, соблюденим орфографических и пунктуационных норм.

Анализируя практическую грамотность, отмечаю пункционную ошибку:

Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств (запятая не нужна, так как  "НА САМОМ ДЕЛЕ" является не вводным словом, а обстоятельством);  
грамматические ошибки:
Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво (ошибка в употреблении указательного слова при построении СПП),
Очень часто я сталкиваюсь с ситуациями, когда при знакомстве человек один раз проявляет себя не с лучшей стороны и его начинают презирать. Хотя на самом деле, он обладает рядом положительных качеств (ошибка в построении СПП - ненужная парцелляция),
... нужно узнать и хорошое, и плохие качества человека... (нарушение согласования);
речевые ошибки( повторы):
  Анализируя эти примеры, мы можем понять то, что мнение людей изменчиво. Оно зависит от ситуации, твоих действий. Те, кто раньше тебя ненавидел, завтра могу уважать и считать примером.
           Автор считает, что составлять общественное мнение о людях с первого взгляда нельзя. Но очень часто люди по одному впечатлению формируют целое представление о ком - либо, а потом могут изменить его из- за различных обстоятельств.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку