Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема человечности на войне

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

01.04.2020 21:23:17
Автор: Варвара Скворцова

Сочинение по тексту Каверина (сам текст прикрепила после сочинения). Спасибо.

Важно ли сохранять человечность на войне? Именно этим вопросом задается Каверин в своем тексте.
   Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда. Никто не мог предположить, что враги начнут стрелять "по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых». На войне люди теряют человечность, становятся жестокими и агрессивными, именно это доказывает приведенный пример. Автор обращает внимание на поступок Ромашова. Война раскрывает истинную сущность человека, глубинные свойства его характера. Желание выжить и внутренняя слабость часто берут верх над героем, вследствие чего он может совершить предательство, покинув поле боя или оставив сослуживца одного.Именно так и поступил Ромашов, бросив раненого напарника одного без оружия, сухарей и воды (предл 54-55). Данный пример позволяет понять, что жестокость и бесчеловечность на войне могут проявиться не только со стороны врагов, но и товарищей. Оба приведенных примера позволяют нам убедиться в том, что бесчеловечность приводит к жестокости и хладнокровию по отношению к слабым.
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко: он не скрывает своей ненависти к войне. Это время, когда проливается кровь, исчезают нравственность и понимание справедливости. При этом Каверин дает нам понять, что не одобряет слабость, трусость и предательство.
Я не могу не согласиться с мнением писателя и считаю, что нужно оставаться человеком и не терять своих достоинств и духовных ценностей при любых обстоятельствах. Так, Наташа Ростова — героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" — совершила поступок, преисполненный добротой и милосердием. Она принимает решение из захваченной французами Москвы вывозить не имущество Ростовых, а раненых людей. Материальное благополучие для нее не так важно, как жизнь людей. Этим поступком она доказывает, что милосердие на войне может спасти многих, в то время как эгоизм и жестокость лишь отбирают жизни.
Подводя итог, хочется сказать, что бесчеловечность — ужасное качество, которое несет в себе исключительно негативные последствия не только на войне но и в жизни, однако на войне она проявляется особенно часто. Бесчеловечность войны приводит к смертям и потерям, именно поэтому важно уметь даже в такое трудное время проявлять лучшие качества, как мужество, сила духа, отвага, чтобы преодолеть военное время самому и помочь пройти его другим.


(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек. (6)Но именно это и произошло. (7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.
– (13)Я никуда не пойду! – сказал я.– (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.
– (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.
(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.
– (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.
(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!
– (46)Сейчас же верни оружие, болван!– сказал я спокойно.
– (47)Ты всё равно умрёшь,– сказал он торопливо.
– (48)Тебе не нужно оружие.
– (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?
(51)Он стал коротко, быстро дышать:
– Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.
(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.
(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.
Количество слов - 999

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Варвара!

Вы постарались соблюсти все основные требования, предъявляемые к сочинениям формата ЕГЭ, но, к сожалению, это получилось неважно.

Вопрос, который вы сформулировали в качестве проблемного, не получил ответа в авторской позиции, это серьезное логическое нарушение. Посудите сами, вот ваш вопрос:
Важно ли сохранять человечность на войне?
а вот ответ на него в авторской позиции:
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко: он не скрывает своей ненависти к войне. Это время, когда проливается кровь, исчезают нравственность и понимание справедливости. При этом Каверин дает нам понять, что не одобряет слабость, трусость и предательство.
Очевидно, что авторская позиция содержит ответ на другие вопросы - как нужно относиться к войне, допустимо ли проявление слабости и трусости на войне. Варвара, во избежание такой ошибки всегда проверяйте соответствие вопроса и ответа!

Комментарий выстроен неплохо, и первый, и второй пример подводят к проблеме проявления человечности, примеры сопровождаются пояснениями. Однако связь между примерами не указана, балл теряется.

К другим ошибкам.

Пунктуация:
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда.
Внутри составного союза запятая не ставится.
Подводя итог, хочется сказать, что бесчеловечность — ужасное качество, которое несет в себе исключительно негативные последствия не только на войне но и в жизни, однако на войне она проявляется особенно часто.
Отсутствует запятая перед НО!

Грамматика:
Данный пример позволяет понять, что жестокость и бесчеловечность на войне могут проявиться не только со стороны врагов, но и товарищей.
Правильно: не только со стороны врагов, но и со стороны товарищей.
Так, Наташа Ростова — героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" — совершила поступок, преисполненный добротой и милосердием.
Лучше использовать Родительный падеж: преисполненный доброты и милосердия.
Бесчеловечность войны приводит к смертям и потерям, именно поэтому важно уметь даже в такое трудное время проявлять лучшие качества, ТАКИЕ, как мужество, сила духа, отвага, чтобы преодолеть военное время самому и помочь пройти его другим.
Пропущена часть союза.

Речь:
Именно этим вопросом задается Каверин в своем тексте.
Может ли он задаваться вопросами в чужом тексте? Плеоназм.
Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме, писатель описывает безжалостный расстрел санитарного поезда.
Тавтология.
Желание выжить и внутренняя слабость часто берут верх над героем, вследствие чего он может совершить предательство, покинув поле боя или оставив сослуживца одного.
Неудачно подобрано слова, неточность. Уместнее было бы использовать слово человек.
Оба приведенных примера позволяют нам убедиться в том, что бесчеловечность приводит к жестокости и хладнокровию по отношению к слабым.
Слово хладнокровие  подобрано неточно, это ведь скорее положительное качество, и оно не может быть проявлено по отношению к кому-то, правильнее здесь говорить о равнодушии, безразличии.

Больше замечаний нет.
Варвара, чуть больше тренировок, и за максимальный балл можно побороться!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку