Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема человечного отношения к окружающим

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

31.03.2020 19:17:15
Автор: Анастасия Алексеева

Человечность - важное качество, которым могут обладать люди. Почему важно проявлять милосердие и сострадание к окружающим, не разделяя их на друзей и врагов?Ответ на этот вопрос можно найти в тексте В. П. Астафьева.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию к описанию действий Бориса Костяева во время обстрела пленных немцев. "- Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."- несмотря на горе стрелявшего солдата, в котором была повинна вражеская армия, герой не позволяет расстрелять безоружных людей. Не случайно автор акцентирует внимание на то, что лейтенант прикрыл солдат своим телом. Это говорит о том, что в тот момент он был готов рисковать своей жизнью, защищая немцев, потому что видел в них в первую очередь не врагов, а беззащитных людей. Данный пример показывает, что милосердное отношение может спасти жизни многих и уменьшить кровопролитие.
Не только это интересует автора, но и отношения между раненными во время перевязки. Старший сержант сочувствует пожилому немцу, обморозившему руки. Нет никакого злорадства и насмешки. Наоборот, сержант даже сворачивает для, казалось бы врага, цигарку - эта деталь очень значима для понимания читателем обстановки в хате. Вопреки войне люди не утратили человечности и способности проявлять милосердие. Всех в доме объединила боль от кровоточащих ран. Так же автор акцентирует наше внимание на поведении врача: "...перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя - свой или чужой." - этому человеку все равно, кто перед ним, его заботят только раны, которые нужно залечить, у него нет даже мысли отказать кому-то в помощи, ведь кровь их объединяла: "Она вся была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью."
Оба примера показывают важность способности оставаться человеком в любой ситуации. Ведь наше милосердие может как приободрить, так и спасти жизнь.
Авторская позиция заключается в том, что нужно по-человечески относиться к окружающим , не обращая внимания на то, друзья тебе они или враги. Нельзя бездумно мстить: убивать или ранить беззащитного человека, как бы велико ни было горе от совершенного им поступка.
Я согласна с позицией автора. Я тоже считаю, что в первую очередь нужно видеть перед собой такого же человека, как ты сам, а не слепо считать его негодяем и проявлять жестокость. Каждый из нас заслуживает сострадания и милосердного отношения к себе.
Свою точку зрения я могу подтвердить примерами из художественной литературы.
В качестве первого аргумента я могу привести роман М. А. Шолохова "Тихий Дон." Ильинична - мать Григория - очень добрая и милосердная женщина. Автор неоднократно подчеркивает это, описывая её поведение в разных ситуациях. Женщина одинаково радушно встречает военных обоих лагерей в своем доме: обогревает, кормит, позволяет переночевать. Для нее нет разницы - белый или красный. Героиня видит в солдатах в первую очередь замерзших, голодных, нуждающихся в крове людей. Отношение к Михаилу Кошевому так же характеризует Ильиничну как очень человечную женщину. Не смотря на горе от убийства сына, она смогла принять его в свою семью и не мешать их с Дуняшей счастью. Так, ночующие в курене всегда доброжелательно относились к хозяйке, а Кошевой всячески помогал по хозяйству и не обижал ее. Из этого можно сделать вывод о том, что, проявляя человечность, мы побуждаем других поступать так же.
В качестве второго аргумента я могу привести роман Л. Н. Толстого "Война и мир." Пьер, попавший в плен вместе с простым солдатом, наблюдает за отношением его к другим пленникам. Человек доброжелательно и приветливо общается со всеми присутствующими. Так Толстой показывает нам доброту и человечность простого солдата, который видит в окружающих не врагов, а товарищей по несчастью. Не случайно мировоззрение Пьера после этого эпизода в корне меняется. Граф начинает верить в человечность и доброту людей после общения с солдатом.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что нельзя утрачивать милосердие и сострадание. С добром относясь к людям, мы поступаем наиболее правильно.Человечность - важнейшее качество для человека, и каждый должен воспитывать его в себе.
Количество слов - 629

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Анастасия!

Мне кажется, вы написали сочинение не по требованиям 2020 года, а по устаревшим критериям, действовавшим до 2018 года. Именно тогда принято было приводить два литературных аргумента в защиту собственной точки зрения. Сейчас достаточно привести один пример (необязательно литературный). У вас же сочинение по жанру напоминает итоговое, а не эссе формата ЕГЭ. Объем сочинения почти в 4 раза превышает рекомендуемый минимум.

Пишете вы в целом неплохо, но есть существенные недостатки - непоследовательность и многословие. Нужно стараться писать логичнее, чтобы читателю было понятно, что именно вы имеете в виду, откуда взялись те или иные персонажи. И писать нужно проще, яснее, внятнее.

Проблемный вопрос сформулирован правильно, но ответ на него в авторской позиции дан неточный.
Посудите сами:
Почему важно проявлять милосердие и сострадание к окружающим, не разделяя их на друзей и врагов?
И ответ:
нужно по-человечески относиться к окружающим , не обращая внимания на то, друзья тебе они или враги. Нельзя бездумно мстить: убивать или ранить беззащитного человека, как бы велико ни было горе от совершенного им поступка.
Очевидно, что в ответе не раскрывается, ПОЧЕМУ так нужно делать. Логическая ошибка.

Теперь посмотрим, как вы излагаете первый пример:
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию к описанию действий Бориса Костяева во время обстрела пленных немцев. "- Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."- несмотря на горе стрелявшего солдата, в котором была повинна вражеская армия, герой не позволяет расстрелять безоружных людей. Не случайно автор акцентирует внимание на то, что лейтенант прикрыл солдат своим телом. Это говорит о том, что в тот момент он был готов рисковать своей жизнью, защищая немцев, потому что видел в них в первую очередь не врагов, а беззащитных людей. Данный пример показывает, что милосердное отношение может спасти жизни многих и уменьшить кровопролитие.
Разными цветами я выделила персонажей этого эпизода, а коричневым цветом - слова, которые обозначают непонятно кого. Солдат, выделенный заленым, появляется внезапно и неизвестно откуда. Из-за этой путаницы повествование становится сумбурным, нелогичным. Вводите персонажей аккуратно, последовательно. Про Бориса сразу укажите, что он лейтенант, а потом спокойно используйте это слово. Нормально опишите солдата, стрелавшего в пленных, а вы сразу начинаете с защиты, и непонятно, что немцев обстреливал именно тт солдат, и почему он это делал.

Сам по себе пример правильный, пояснение достаточное.

Второй пример более логично изложен, пояснение слабовато, но на балл натянуть можно.

Отсутствует указание на смысловую связь между примерами - потеря балла по критерию К2.

К другим ошибкам:

Орфография:
Не только это интересует автора, но и отношения между раненными во время перевязки.
ранеНыми
Так же автор акцентирует наше внимание на поведении врача
Также
"...перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя - свой или чужой."
ранеНых
Отношение к Михаилу Кошевому так же характеризует Ильиничну как очень человечную женщину.
также
Не смотря на горе от убийства сына, она смогла принять его в свою семью и не мешать их с Дуняшей счастью.
несмотря на

Пунктуация:
"- Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."- несмотря на горе стрелявшего солдата, в котором была повинна вражеская армия, герой не позволяет расстрелять безоружных людей.
Неверное пунктуационное оформление цитаты.
"...перевязывал раненных, не спрашивая и не глядя - свой или чужой." - этому человеку все равно
Неверное пунктуационное оформление цитаты.
Наоборот, сержант даже сворачивает для, казалось бы ЗПТ врага, цигарку - эта деталь очень значима для понимания читателем обстановки в хате.
Отсутствует запятая после вводного слова.

Грамматика:
Не случайно автор акцентирует внимание на то, что лейтенант прикрыл солдат своим телом.
акцентирует внимание на ТОМ, что...

Речь:
Наоборот, сержант даже сворачивает для, казалось бы врага, цигарку - эта деталь очень значима для понимания читателем обстановки в хате.
Почему "казалось бы"? Немец - это и есть враг.
Человечность - важнейшее качество для человека, и каждый должен воспитывать его в себе.
следует избегать подобных повторов, заменяя синонимами: милосердие, сострадание, доброта...

В сочинении наблюдаются однообразные речевые конструкции, необоснованный синтаксический параллелизм, многословие.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку