Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема переоценки материальных ценностей

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

28.03.2020 10:50:41
Автор: Сергей Попкович

    В приведённом тексте, А.Чехов размышляет над проблемой переоценки материальных ценностей.
    Чтобы привлечь внимание читателей, автор рассказывает историю о Льве Пустякове, учителе военной прогимназии. Перед тем как ехать на обед к купцу Спичкину, Пустяков просит у своего друга орден. Причина этой просьбы объясняется в следующем предложении:"А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице". Данный пример говорит о том, что человек ценит других по нашивкам и медалям, которые не всегда могут описать человека. Такая предвзятость к людям, безусловно, - искаженное представление об окружающих. Полнее проблема раскрывается, когда Пустяков едет к Спичкиным, и любуется орденом, который дал ему друг. Предложения 17-18 показывают то, почему некоторым людям нравится носить ордена, и то, как люди переоценивают недорогой кусок металла на груди. Оба примера, дополняя друг друга, показывают преувеличенную значимость материальных ценностей.
    Позиция автора ясна: многие материальные ценности преувеличены в своей значимости для человека и не всегда могут рассказать что-то о нем.
    Я разделяю точку зрения автора и убежден в том, что именно качества и поступки, с помощью которых человек получает награду или обретает какие-то материальные блага, наиболее важны в оценке человека.
    Чтобы доказать свою точку зрения, приведу пример из жизни. Наверняка, многие видели, кучу орденов и медалей у ветеранов, воевавших во время Великой Отечественной войны. Но куда важнее делается акцент на том, через что они прошли. Именно своими доблестными поступками они заслуживают уважение. А медали и ордена служат им только паматью об испытаниях, выпавших на их долю.
    В заключение хочется сказать, что важно не гнаться за дорогими или модными вещами. Человек с кучей украшений не всегда красив в своих поступках.

Количество слов - 276

Рецензент: Наталья Шилова
Добрый вечер, Сергей.
Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания
сочинения в формате ЕГЭ.  Однако хочется посоветовать Вам  более внимательно анализировать исходный текст и стремиться к более точному словоупотреблению.
На мой взгляд, уже в постановке проблемы Вы допускаете неточность.  Почему переоценка материальных ценностей?  Ведь орден не знак материального блгополучия, а почетная награда за особые заслуги.     Ваш комментарий позволяет судить о том, что Вы имеете в виду проблему ложных ценностей, которая действительно есть в тексте А. П. Чехова. С большой долей вероятности могу сказать, что на экзамене  приняли   бы Вашу  формулировку  проблемы, засчитав речевую ошибку. Но это далеко не безопасно,  поэтому  советую, формулируя  проблему,   более тщательно подбирать лексику, следить за тем, чтобы не допускать двусмысленности.
Ваше сочинение показывает, что Вы знаете  структуру и назначение комментария.  Однако данный комментарий  нельзя назвать глубоким. Так, например, в пояснении к первому примеру Вы пишите:
"Такая предвзятость к людям, безусловно, - искаженное представление об окружающих".
Безотносительно к тексту Чехова Ваша мысль верна,  но в этом рассказе  ее нет, следовательно, налицо логический сбой.   А второй пример Вы, на мой взгляд, и вовсе оставляете без пояснения. Верно установив  связь между примерами, Вы неправильно  определяете цель  приведения именно этих примеров:
Оба примера, дополняя друг друга, показывают преувеличенную значимость материальных ценностей.
На самом деле эти примеры показывают, что люди, испытывая потребность в незаслуженных почестях и желая произвести впечатление на других, готовы идти на обман. использовать внешние атрибуты, которые не являются мерилом их  человеческой значимости. Соответственно и с баллом  за связь между примерами Вам придется распрощаться.
Баллы  за отражение авторской  и  обоснование своей позиции  Вы получите.
Анализируя практическую грамотность, отмечаю достаточное количество речевых ошибок:
переоценки материальных ценностей  (тавтология);
человек ценит других по нашивкам и медалям, которые не всегда могут описать человека (тавтология,  неточное словоупотребление);
кучу орденов и медалей  потребление слов иной стилевой окраски);
пунктуационных ошибок :
В приведённом тексте, А.Чехов размышляет ( нет повода для запятой);
...предвзятость к людям, безусловно, - искаженное представление... (между подлежащим и сказуемым не ставится тире, так как есть вводное слово);
...Пустяков едет к Спичкиным, и любуется орденом...( однородные члены, соединенные одиночным союзом И - нет запятой);
Наверняка, многие видели, кучу орденов и медалей у ветеранов... ( наверняка практически не бывает вводным словом и не выделяется запятой + не нужна запятая после слова видели);
;
грамматические ошибки:
Предложения 17-18 показывают то, почему некоторым людям нравится носить ордена, и то, как люди переоценивают недорогой кусок металла на груди (неправильное построение сложного предложения:  не нужно указательное слово ТО).
Но куда важнее делается акцент на том, через что они прошли ( сделать акцент на том... )



Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку