ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема истинного и ложного героизма

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



27.03.2020 15:32:05
Автор: Александра Наконечная

Бакланов в своем произведении поднимает проблему настоящего и лживого героизма.
Позиция автора заключается в том, что истинный героизм выражается не в лживых рассказах, а в нравственных поступках.
Я полностью согласна с мнением автора, так как настоящее мужество и самоотверженность может исходить только из чистых моральных побуждений.
В тексте автор обращает внимание на героя Долговушина, который, в тяжелых условиях войны, при первой же опасности кинулся в бегство, оставив пехоту и старшину умирать. Герой говорил, что тащил мертвого Пономарёва до последнего, однако эти слова были лживым фоном «трагичной истории», что придавало героизма Долговушину. Автор, таким образом, хотел показать, как выглядит подлый человек, получивший неоправданное уважение.
Примером настоящего героизма в тексте выступает Пономарёв, он сделал все, чтобы дать выжить Долговушину. « — Правей бери, правей! Там скат! Каблуки вильнули влево. «Услышал!» — радостно подумал Пономарёв» из этой цитаты можно понять, что старшина искренне рад, за то, что у него получилось спасти человека. Этот фрагмент показывает нам нравственный поступок, присущий только настоящему герою.
Читая этот текст нельзя не вспомнить произведение В. Быкова «Сотников». Там мы можем увидеть пример настоящего героизма в лице военнослужащего Сотникова, он был готов отдать свою жизнь за спасение других пленных. В контрасте с этим персонажем, можно заметь  Рыбака, который струсил, но остался в живых. Этот пример еще раз доказывает нам, что героизм может проявляться только в нравственных поступках.
В заключение хочется сказать, что человек может считать себя героем, если будет этого достоин.
Количество слов - 232

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Александра!

В вашем сочинении наблюдается композиционное нарушение: вы перепутали местами части сочинения, из-за чего логика изложения мыслей оказалась непоследовательной. Посмотрите, как нужно размещать части сочинения: проблема - комментарий - позиция автора - свой позиция - вывод. В вашем сочинении рассуждение построено не по проблеме текста, а по вашему собственному тезису, в этом и щаключается ошибка композиции.

В комментарии вы потеряли  балл за то, что не указали связь между примерами.

К другим ошибкам:

Пунктуация:
« — Правей бери, правей! Там скат! Каблуки вильнули влево. «Услышал!» — радостно подумал Пономарёв» из этой цитаты можно понять, что старшина искренне рад, за то, что у него получилось спасти человека.
Нарушение пунктуационного оформления цитаты. Лишняя запятая после слова рад.
Читая этот текст ЗПТ нельзя не вспомнить произведение В. Быкова «Сотников».
Отсутствует запятая после деепричастного оборота.

Речь:
Бакланов в своем произведении поднимает проблему настоящего и лживого героизма.
Красным цветом выделен плеоназм, синим - неверный пароним. Правильно: ложного героизма.
В тексте автор обращает внимание на героя Долговушина, который, в тяжелых условиях войны, при первой же опасности кинулся в бегство, оставив пехоту и старшину умирать.
Нарушение точности. Он не мог оставить умирать пехоту, т.к. пехота - это род войск.
Этот фрагмент показывает нам нравственный поступок, присущий только настоящему герою.
Несочетаемость. Поступок не может быть присущим.
В контрасте с этим персонажем, можно заметь Рыбака, который струсил, но остался в живых.
Заметить в контрасте - нельзя. Правильно: в контрасте с образом Сотникова автор описывает образ другого солдата, Рыбака, который...
В заключение хочется сказать, что человек может считать себя героем, если будет этого достоин.
Герой человек или не герой - решает не сам человек, а общество.

Грамматика:
Я полностью согласна с мнением автора, так как настоящее мужество и самоотверженность может исходить только из чистых моральных побуждений.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Здесь же речевая ошибка: мужество и самоотверженность не могут исходить из побуждений.
« — Правей бери, правей! Там скат! Каблуки вильнули влево. «Услышал!» — радостно подумал Пономарёв» из этой цитаты можно понять, что старшина искренне рад, за то, что у него получилось спасти человека.
Правильно: рад тому, что...


Александра, вам нужно поработать над композицией сочинения и над речевым оформлением текста.



Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку