Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Важность поддержки.

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


27.03.2020 11:23:35
Автор: Ксюша Филиппенко

На сколько важна поддержка для человека в трудной ситуации? Этот вопрос возникает у нас после прочтения текста В. Астафьева.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор рассказывает историю о Степане, у которого были оторваны кисти рук на шахте взрывчаткой, но, несмотря на это, он был лучшим охотником в тайге: «Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил…». Этим примером автор хотел показать, что человек при ограничении физических возможностей трудиться на ровне со всеми.

Что помогло Степану не пасть духом? После того, как ему оторвало кисти рук, он не хотел жить, но, благодаря Надежде, которая не жалела сил и времени, ухаживала за Степаном: «Она, еле видная в потемках, зубами рвала марлю, не отпускала его, чтобы коснуться губами лица его», он смог спокойно уснуть. Одной из причин, способствовавшей возвращению к полноценной жизни, является поддержка близкого человека.

Автор теста не выражает прямо свою позицию относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что забота и поддержка порой может изменить судьбу человека.

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что нужно помогать человеку, который попал в трудную ситуацию, так как это может сыграть решающую роль на дальнейшую жизнь человека. Вспомнил произведение Куприн «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых находилась в тяжелом материальном положении. Отец, насколько отчаялся, что хотел покончить жизнь самоубийством, но в этом момент случилось чудо: к нему подошел доктор Пирогов, который материально помог семье Мерцаловых и осмотрел их больную дочь. Благодаря помощи Пирогова, семья смогла обрести надежду на лучшую жизнь.
Количество слов - 243

Рецензент: Наталья Шилова

Добрый вечер, Ксения. Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ.  Однако Вам стоит обратить внимание на следующее:

1.   Ваш  комментарий  нельзя назвать глубоким. Во втором примере налицо логический сбой. Вашу мысль:

"После того, как ему оторвало кисти рук, он не хотел жить, но, благодаря Надежде, которая не жалела сил и времени, ухаживала за Степаном"

не иллюстрирует цитата из текста:

"Она, еле видная в потемках, зубами рвала марлю, не отпускала его, чтобы коснуться губами лица его".

Мне кажется, что здесь лучше подойдет такой способ отсылки к тексту, как размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте. Например, можно написать так: "После того, как ему оторвало кисти рук, Степан не хотел жить, но, благодаря Надежде, которая не жалела сил и времени, ухаживала за ним, не остался "разваренной картошкой". С первого дня трагедии девушка "взвалила на себя беду" любимого, сделала свои "две руки четырьмя". Надежде удалось помочь мужу поверить в себя, поверить в то, что и без рук он сможет создать семью и стать "мастером на все руки". Именно любовь и поддержка близкого человека способствовали возвращению героя к полноценной жизни.

2. Снижен балл за  "связь между примерами".  Возожно,  Вы предполагали, что установили связь с помощью вопроса:

"Что помогло Степану не пасть духом?"
Обратите внимание на то, что большинство экспертов региональных комиссий  могут не  засчитать такой   способ  установки связи между примерами, поэтому этот путь небезопасен.

3. Вы обосновали своё отношение к позиции автора примером из рассказа Куприна " Чудесный доктор", который действительно доказывает важность поддержки людей, оказавшихся в беде.  Однако это совершенно разные жизненные ситуации, поэтому, принимая аргумент, снова отмечаю нарушение логики.

4. Кроме того, не подведя итог сказанному, Вы нарушили    смысловую цельность и композиционную стройность сочинения.

5. Вашу работу отличает довольно точное словоупотребление и разнообразие синтаксических конструкций, однако   речевая (Отец, насколько отчаялся, что хотел покончить жизнь самоубийством...) и грамматические ошибки не позволяют оценить точность и выразительность речи высшим баллом.

2.    Анализируя практическую грамотность, отмечаю орфографические (На сколько, на ровне - правописание наречий, правописание корней с чередованием равн-  (одинаковый) и ровн-( гладкий)), пунктуационную (Отец, насколько отчаялся - нет повода ставить запятую),  грамматические (забота и поддержка порой может изменить судьбу человека. - нарушение связи подлежащего и сказуемого      (забота и поддержка  могут изменить); одной из причин, способствовавшей возвращению к полноценной жизни...  - нарушение согласования (одной из причин, способствоваших ...); решающую роль на дальнейшую жизнь человека -  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (роль в дальнейшей жизни человека), которые являются причиной снижения баллов по критериям 7-9.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку