Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема сохранения памятников культуры

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
26.03.2020 00:10:44

     Какое значение имеют памятники культуры? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
     Рассуждая над этим вопросом, В.П. Катаев обращается к собственному опыту и вспоминает, как был переставлен памятник Гоголю «работы гениального Андреева». Новый, «лишённый индивидуальности и поэзии», как подчеркивает автор, лишь заполнял пустоту перестраиваемого города, имеющего богатую историю. Писатель хочет донести мысль о том, что памятники архитектуры, установленные изначально, передавали характер изображенных людей, делали их «живыми», становились неотъемлемой частью Москвы, и потому их замена означала разрушение памяти.
    В.П.Катаев также вспоминает о том,  как однажды он, находясь за рулем автомобиля, случайно заметил, что Водопьяного переулка, которого он привык видеть, больше нет. Постепенное исчезновение целых переулков, библиотек, домов вызвало лишь пустоту в его душе. Эта пустота кажется «незаконной, противоестественной», и вместе с ней нет больше ощущения дома.
   Сопоставляя эти примеры, писатель наталкивает читателя на мысль о том, что замена памятников приводит к неизбежной потери исторического облика города, создает тягостное ощущение пустоты.
   Позиция автора ясна: памятники архитектуры  не только имеют историческую ценность, но и являются неотъемлемой частью города, необходимой для  его целостного восприятия.
   Трудно не согласиться с позицией автора. Я думаю, что  почти каждый человек дорожит городом, с которым у него связаны воспоминания, и поэтому так болезненно воспринимается разрушение или исчезновение любого места в нем, будь это улица, или парк, или здание. Мне вспоминается роман Э.М. Ремарка «Черный обелиск».  Вся молодость главного героя произведения прошла в Верденбрюке, но начавшаяся война заставила его уехать оттуда. Вернувшись по ее окончании, герой обнаружил, что не может найти ни одной знакомой улицы: кругом были одни развалины. Он пошел в лавочку и купил несколько карточек с довоенными видами города – это было все, что от него осталось. «Все было разрушено, потом построено заново, и ничего не узнаешь",- пишет Ремарк, и эти слова не могут не отозваться болью. Я надеюсь, что нам больше никогда не придется переживать то же, что пережил герой этой книги. Мне бы очень хотелось, чтобы в России было как можно больше мест, сохранивших свой исторический облик.
Количество слов - 327

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

Сочинение получилось качественное, глубокое. Проблема текста определена правильно, комментарий выстроен логично, собственная точка зрения убедительно аргументирована. По содержанию вы получаете максимальный балл.

Замечание касается определения смысловой взаимосвязи между примерами. Сопоставление - это способ связи, при котором примеры сравниваются, т.е. выявляются общие и отличающиеся черты. В вашем комментарии примеры дополняют друг друга, а не сопоставляются. Будьте внимательны: я балл сохраняю, но другой эксперт может не засчитать.

Однако речевое оформление работы лишает вас нескольких баллов, обратите внимание на ошибки.

Орфография:
Сопоставляя эти примеры, писатель наталкивает читателя на мысль о том, что замена памятников приводит к неизбежной потери исторического облика города, создает тягостное ощущение пустоты.
Правильно: потерЕ

Грамматика:
Рассуждая над этим вопросом, В.П. Катаев обращается к собственному опыту
Правильно: рассуждая О...
В.П.Катаев также вспоминает о том,  как однажды он, находясь за рулем автомобиля, случайно заметил, что Водопьяного переулка, которого он привык видеть, больше нет.
Нарушение в согласовании придаточной части сложноподчиненного предложения. Правильно: ...переулка, КОТОРЫЙ он привык видеть, больше нет.

Речь:
Какое значение имеют памятники культуры?
Требуется пояснение: значение для кого? Для человека, для общества, для каждого из нас...

Больше замечаний нет!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку