Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема двуличности на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



25.03.2020 15:18:57
Автор: Таисия Мечай

Как на войне проявляется двуличность людей? Над этим вопросом предлагает задуматься Г. Бакланов.

В самом начале автор знакомит нас с главным героем - Долговушиным. "Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался" - такую характеристику ему дает автор. Этот акцент сделан специально, чтобы читатель понял, какой главный герой в глазах окружающих, насколько он бесполезен,что даже "когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится»".
Но после случившегося в тылу нам показывают другого Долговушина, тут он уже далеко не такой жалкий. "Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого" - этой лживой историей он показывает себя героем, а не трусом, каким он является. Этот пример показывает как главный герой может из беспомощного солдата превратиться в двуличного труса.
Эти два примера дополняя друг друга , показывают как человек может для своей выгоды искозить реальные события и даже смерть старшины, который, в свою очередь, старался спасти ему жизнь.

Позиция автора заключается в том, что нельзя судить о людях только по тому о чем они рассказывают, они могут оказаться не теми, кем они хотят казаться.

Я полностью разделяю позицию автора, потому что двуличные люди это не редкость и для своей выгоды они могут пойти по чужим головам.
Так например, в произведении "Горе от ума" один из героев - Молчалин был тоже двуличен. Он никогда ни с кем не спорил, желал всем угодить, в общем делал все, чтобы не испортить свою репутацию. Делал он это для расположения к себе влиятельных людей и для получения высокого чина и богатства.

Таким образом, двуличные люди подлы и бесчестны, они идут на все ради своих целей, поэтому таких людей нужно обходить стороной.
Количество слов - 275

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Таисия!

Вы верно определили одну из проблем исходного текста, но, к сожалению, не смогли выстроить рассуждение в рамках этой проблемы. В позиции автора и собственной позиции вы допустили чрезмерное расширение проблемы, вывели рассуждение за ее рамки. Посудите сами. Проблемный вопрос у вас сформулирован следующим образом:
Как на войне проявляется двуличность людей?
Это значит, что в течение всего рассуждения вы должны опираться именно на это проблемное поле - двуличие на войне. У вас же про войну только комментарий, даже в позиции автора вы уходите от войны:
Позиция автора заключается в том, что нельзя судить о людях только по тому о чем они рассказывают, они могут оказаться не теми, кем они хотят казаться.
Если бы вы не говорили в проблемном вопросе о войне, а говорили бы о проявлении двуличия в целом, то такая позиция автора была бы признана соответствующей проблеме. Теперь посмотрим на вашу собственную точку зрения:
Я полностью разделяю позицию автора, потому что двуличные люди это не редкость и для своей выгоды они могут пойти по чужим головам.
Опять ни слова про войну!

Таким образом, позиция автора и собственная позиция не засчитаны, поскольку не соответствуют поставленной проблеме.

Замечание по комментарию. Таисия, странно, что вы выбрали для анализа второстепенные эпизоды, не показав Долговушина в сцене нападения немцев. Именно в этой кульминационной части текста проявилась его подлая натура, а вы как будто совсем не заметили этот эпизод! Поэтому ваш анализ выглядит поверхностным, неубедительным. Получается, что Долговушин просто притворялся бесполезным и тихим, а потом просто соврал товарищам. Как-то мягко звучит эта оценка персонажа! Самое главное - Долговушин оказался трусом, циничным подлецом, бросившим командира, считавшего его способным перевоспитаться, в этом и проявляется лицемерие повозочного. В общем, нужно было отразить в комментариях более яркие моменты текста.

Неправильно определена взаимосвязь между примерами - эпизоды противопоставлены, а не дополняю друг друга.


К другим ошибкам:

Орфография:
Эти два примера дополняя друг друга , показывают как человек может для своей выгоды искозить реальные события и даже смерть старшины, который, в свою очередь, старался спасти ему жизнь.
ИскАзить

Пунктуация:
"Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался" ЗПТ - такую характеристику ему дает автор.
После цитаты ставится запятая, а потом тире.
"Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого" ЗПТ - этой лживой историей он показывает себя героем, а не трусом, каким он является.
После цитаты ставится запятая, а потом тире.
Этот пример показывает ЗПТ как главный герой может из беспомощного солдата превратиться в двуличного труса.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Эти два примера ЗПТ дополняя друг друга , показывают ЗПТ как человек может для своей выгоды искозить реальные события и даже смерть старшины, который, в свою очередь, старался спасти ему жизнь.
Пропущена запятая перед деепричастным оборотом и перед придаточной частью.
Позиция автора заключается в том, что нельзя судить о людях только по тому ЗПТ о чем они рассказывают, они могут оказаться не теми, кем они хотят казаться.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Я полностью разделяю позицию автора, потому что двуличные люди ТИРЕ это не редкость ЗПТ и для своей выгоды они могут пойти по чужим головам.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым, запятая на границе грамматических основ.
Так ЗПТ например, в произведении "Горе от ума" один из героев - Молчалин ТИРЕ был тоже двуличен.
Пропущена запятая перед вводным словом и закрывающее тире после приложения.

Речь:
Этот акцент сделан специально, чтобы читатель понял, какой главный герой в глазах окружающих, насколько он бесполезен,что даже "когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится»".
Лучше: каков; как выглядит...
"Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого" - этой лживой историей он показывает себя героем, а не трусом, каким он является.
Лучше: в этой лживой истории он показывает себя героем.
"Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого" - этой лживой историей он показывает себя героем, а не трусом, каким он является. Этот пример показывает как главный герой может из беспомощного солдата превратиться в двуличного труса.
Повтор.
Я полностью разделяю позицию автора, потому что двуличные люди это не редкость и для своей выгоды они могут пойти по чужим головам.
Нарушение фразеологизма. Правильно: пойти по головам.
Делал он это для расположения к себе влиятельных людей и для получения высокого чина и богатства.
Правильно: чтобы завоевать расположение влиятельных людей.

Фактическая точность:
Но после случившегося в тылу нам показывают другого Долговушина, тут он уже далеко не такой жалкий.
Долговушин преображается не ПОСЛЕ случившегося, а ВО ВРЕМЯ нападения немцев в тылу.

Таисия, вам следует поработать еще над составлением комментария и тщательнее следить за пунктуацией. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку