Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема человеческого доверия.

  • Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...

    (1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

    (3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

    (5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

    (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

    (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

    (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

    — А у тебя тут какие новости?

    — (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

    (12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

    — (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

    — (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

    — (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

    — (22)По радио, что ль, слыхали?

    — (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...

    — (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

    — (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

    — (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

    — (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

    — (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

    — (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

    — (45)И вы ей подали?

    — (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

    — (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

    — (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

    — (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

    — (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

    — (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

    — (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

    — (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

    — (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

    — (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

    — (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

    — (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

    (70)Баба Дуня недолго подумала.

    — (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

    (73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

    (75)А внук объяснял:

    — Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

    — (82) Она слезьми кричала...

    — (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

    — (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

    — (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

    — (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

    — (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

    — (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

    — (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

    — (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

    — (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...

    (111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

    — (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

    (114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

     

    (По Б. Екимову)

24.03.2020 10:50:32
Автор: Ксюша Филиппенко

В предложенном для анализа тексте поднимается проблема человеческого доверия.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор использует такую форму речи, как диалог. Баба Дуня рассказывает своему внуку новость о том, как она помогла женщине, которая просила милостыню. Она ей дала три рубля, сало отрезала и яичек положила. Баба Дуня на слово поверила рассказам женщины и помогла ей, тем самым проявив сопереживание и добродушие.

Совсем иное отношение к данной ситуации у внука. Он считает, что бабушка подала обманщице: «За час – десять пенсий твоих заработала. Притворилась, и всё». Этот пример показывает недоверчивое отношение мальчика к людям, просящим помощи, так как полагает, что они таким способом зарабатывают деньги.

Противопоставляя отношение героев к помощи чужим людям, автор текста не выражает прямо свою позицию относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что доверие является неотъемлемой частью человеческих отношений, но также следует отличать, кому действительно нужна помощь, а кто хочет воспользоваться вашей добротой.

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что люди должны доверять друг другу, но при этом следует помнить, что не все люди обращаются за помощью с добрыми намерениями. Вспомним сказку Шарль Перро «Красная шапочка», Волк попросил помощи у девочки показать дорогу, а та, проявив доброту, помогла. Волк воспользовался доверчивостью девочки, дошёл коротким путём до бабушки Красной шапочки и съел её.

В заключение хочется сказать, не стоит вслепую доверять каждому. Как говорится в русской поговорке «Доверяй, но проверяй».

Количество слов - 230

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Ксюша!

По стилю вашего сочинения, по речи чувствуется, что вы довольно грамотный, рассудительный, образованный человек. Пишете толково, не допускаете грубых ошибок, стараетесь выдержать рассуждение в соответствии с требованиями. Однако в конце сочинения возникает некоторый диссонанс, вызванный примером, который вы приводите в качестве аргументации собственной точки зрения по проблеме. Пример из сказки про Красную Шапочку - это, извините, детский сад. Неужели за 11 лет обучения вы не узнали никакого другого литературного примера, подтверждающего ваш тезис о проявлении доброты и человечности? Ваше знакомство с мировой художественной литературой закончилось в средней группе детского сада?
Думаю, вашему учителю литературы было бы неприятно читать такой аргумент, неприятно его будет читать и эксперту на экзамене, потому что эксперт - это тоже чей-то учитель. Ксюша, подумайте об этом, постарайтесь приводить в сочинении уместные и более убедительные примеры, ведь вы готовитесь к экзамену за курс полной средней школы, к экзамену, являющемуся вступительным в учреждения высшего профессионального образования!

Приведенный вами пример из сказки про Красную Шапочку вызвал во мне противоречевые чувства, поэтому оценивать сочинение буду особенно придирчиво.

Вы начинаете сочинение "в лоб", отсутствует вступительная часть. Это не красит ваш текст.

Пример излагается очень скупо, сжато, невыразительно. Вы не понимаете и не ощущаете эмоций, которые автор пытается передать в тексте. В примере присутствует опора на исходный текст, однако его полноценного анализа нет:
Чтобы привлечь внимание читателей, автор использует такую форму речи, как диалог. Баба Дуня рассказывает своему внуку новость о том, как она помогла женщине, которая просила милостыню. Она ей дала три рубля, сало отрезала и яичек положила. Баба Дуня на слово поверила рассказам женщины и помогла ей, тем самым проявив сопереживание и добродушие.
Кто кому дал три рубля - непонятно. Ошибка в неверном использовании местомиений. Выделенный красным цветом фрагмент - это слова автора текста, Бриса Екимова, а не ваши. Вы используете чужие слова, не заключая их в кавычки, это называется плагиат. Кроме того, допускаете грамматическую ошибку (правильно - "салА отрезала", так и у автора написано).

Фразы о том, что баба Дуня проявила сострадание и добродушие, недостаточно для пояснения примера.

Во втором примере пояснение более развернутое, балл уже можно поставить. Но и там есть грамматическая ошибка - отсутствие подлежащего:
Этот пример показывает недоверчивое отношение мальчика к людям, просящим помощи, так как полагает, что они таким способом зарабатывают деньги.
Кто полагает - непонятно.
Противопоставляя отношение героев к помощи чужим людям, автор текста не выражает прямо свою позицию относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что доверие является неотъемлемой частью человеческих отношений, но также следует отличать, кому действительно нужна помощь, а кто хочет воспользоваться вашей добротой.
Повторение союза НО в пределах одного предложения является речевой шероховатостью. Позицию автора вы так толком и не поняли, к сожалению.
Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что люди должны доверять друг другу, но при этом следует помнить, что не все люди обращаются за помощью с добрыми намерениями.
Повторы.
Вспомним сказку Шарль Перро «Красная шапочка», Волк попросил помощи у девочки показать дорогу, а та, проявив доброту, помогла.
Шарль - мужское имя, а значит, по правилам русского языка оно склоняется: сказка ШарлЯ Перро.
Имя персонажа - Красная Шапочка, оба слова с большой буквы, именно так рекомендует главный справочник - Академический словарь русского языка.
В заключение хочется сказать, не стоит вслепую доверять каждому.
Пунктуационная ошибка. В данном предложении требуется двоеточие, а не запятая.
Как говорится в русской поговорке ЗПТ «Доверяй, но проверяй».
Пунктуационная ошибка: отсутствует знак на границе грамматических основ.

Ваш вывод вызывает вопросы:
В заключение хочется сказать, не стоит вслепую доверять каждому. Как говорится в русской поговорке «Доверяй, но проверяй».
Получается, вы на самом деле придерживаетесь позиции, которую занимал внук бабы Дуни. Но ведь автор использует разные художественные приемы, чтобы показать, что его симпатии на стороне бабушки, а не внука. Жаль, что вы этого не увидели и не поняли, потому и написали, что якобы и автор сам не определился - помогать попавшим в беду или сначала "проверять" их. Понимаете ли, законы литературы таковы, что писатель обязательно так или иначе в тексте выразит свою точку зрения. Например, если бы он хотел сказать, что баба Дуня - наивная простушка, то мы бы узнали точно, что та нищая женщина на самом деле обманщица. Но автор этого не показывает, тем самым говоря, что баба Дуня - по-настоящему добрая, искренняя женщина, далекая от циничных "проверок". Она дает милостыню не потому, что "проверила", а потому, что не может поступить иначе в силу своей доброты.

Ксюша, я искренне желаю вам успеха на экзамене. Постарайтесь глубже вникнуть в текст, подумайте над серьезными примерами, и хорошие баллы вам обеспечены.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку