Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения человека в трудной ситуации

  • Текст: А. Алексин. Запомни его лицо

    (1)Высоко, на том Кавказском перевале, где была остановлена, отброшена и разгромлена отборная эсэсовская дивизия с сентиментальным именем «Эдельвейс», павшим героям воздвигнут памятник. (2) А на нём — фраза из моей повести: «Люди не должны жить минувшим горем... (3) Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить...»

     (4) Не сотни, а тысячи читательских писем получил я за долгую жизнь. (5) Но письмо, сообщившее о памятнике в кавказских горах, мне дорого, пожалуй, как ни одно другое. (6)«Обязаны помнить...»

    (7) ...— Главное, надо быть вместе, — сказала мама в одно обманчиво мягкое утро. (8)Сказала потому, что война, которая началась ровно месяц и один день назад, грозила нам скорой разлукой.

    (9) Чтобы продолжить «мирную» жизнь, мы с мамой решили пойти в кино. (Ю)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (11)Она виделась мне огромной по-ляной, которую по ошибке залили асфальтом... (12)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (13)Можно было уйти, а можно остаться на второй сеанс и на третий. (14)Случалось, я, смотавшись с уроков, не покидал дома на площади до того часа, когда мама возвращалась с работы. (15)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что изобретательные детские шалости когда-то существовали.

    (16)Мама решила развеселить меня — и повела на комедию. (17)Но до кассы мы не дошли... (18)Нас остановил вой воздушной тревоги. (19)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок». (20)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади.

    (21) Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок.

    (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что дом построен хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой дверью, обитой железом, было написано: «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадёрского вида дворник, очень почитавший свою профессию. (27)Встречались в ту пору такие... (28)На нём был тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. (29)Бляха поменьше сияла на фуражке. (ЗО)Парадно пышные усы были цвета фартука — такие же белые, словно старательно выстиранные.

    (31) — Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.

    (32) - Но я с мальчиком! — сказала мама.

    (33) — Где мальчик? — осведомился дворник.

    (34) Мама подтолкнула меня вперёд. (35)Её характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась: — Вы не можете... не пустить! (36) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках.

    (37) - Его пустить... вы обязаны! (38)Если у вас есть дети...

    (39) Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. (40) Она умоляла. (41) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (42)Мама накрыла руками мою голову. (43)На крышах надрывались зенитки.

    (44)- Пустите... (45)Вы обязаны...

    (46)- Детям не хватает места, — спокойно ответил дворник. (47)— А он у вас... (48)Какой же это ребёнок?

    (49)- Послушайте... (50)Я прошу вас!

    (51) - Не могу. (52) - Вы человек?!

    (53) В мамином голосе была ненависть. (54)И мольба... (55)Но дворник не обратил на это внимания.

    (56)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (57)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (58)Мама всё время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.

    (59) Гильзы сыпались с крыш...

    (60) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище.

    (61) Часа через три объявили отбой.

    (62) Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты скорой помощи. (63)Из подвала, на котором было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин. (64)Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя вечер выдался тёплый. (65)«Прямое попадание!» — услышали мы.

    (бб)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (67)3десь был его пост... (68)Он не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище. (69)И сам не спустился, не спрятался. (70) Разве он знал, что бомбоубежище превратится в могилу? (71)Фартук был смят и забрызган кровью.

    (72)Фуражка валялась возле носилок... (73)Не пустил меня, не ребёнка, в бомбоубежище... (74)Но и сам не спустился.

    (75)— Запомни его лицо, — тихо и потрясённо сказала мама.

    (76)— Он спас нам жизнь
16.03.2020 20:44:29
Автор: Евгения Гридасова

Как человек ведет себя в трудной ситуации? Я думаю, именно эту проблему ставит А.Алексин в своем тексте.
Автор вспоминает детские годы, которые совпали с тяжелым для страны военным временем. Бомбежка застала будущего писателя и его мать врасплох. Когда их не пустили в убежище, женщина все время пыталась укрыть сына - "руками, плащом, даже сумкой." Она старалась спасти ребенка любой ценой. Я думаю, этот пример отлично иллюстрируется поведение человека трудной ситуации. Зачастую, когда от наших действий зависит жизнь близких, мы становимся решительнее и идем на все, чтобы их спасти.
Другим примером для раскрытия данной проблемы может служить дворник. Автор пишет, что он " не пустил тех, кому не положено спускаться в бомбоубежище", сам тоже этого не сделал. Считаю, что в сложных жизненных ситуациях человек может действовать в соответствии с четкими правилами или каким-то планом. Это помогает оставаться спокойными и не паниковать.
Оба примера, дополняя друг друга подводят нас к пониманию позиции автора. Она заключается в том, что в в трудных обстоятельствах люди могут выбирать совершенно различные модели поведения. Во многом это зависит от самой ситуации и характера человека.
Я согласна с позицией автора. Считаю, что в трудной ситуации люди могут действовать абсолютно по-разному: одни паникуют, другие хладнокровно ищут выход, а третьи просто ждут, когда все решиться само по себе. Единой линии поведения не существует.
Количество слов - 215

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Евгения!

У вас получилось качественное, логичное сочинение. Мне нравится, как вы строите рассуждение, как поясняете примеры. К недостаткам работы можно отнести отсутствие заключения (некоторые эксперты снижают за это балл по критерию К5) и отсутствие конкретнх примеров в собственной точке зрения. Но эти недостатки не самое главное.

Больше меня беспокоит вот что. Вопрос, который вы сформулировали в начале сочинения, не содержит морально-оценочного аспекта. Получается, он не является собственно проблемным вопросом. Ответ на такой вопрос очевиден и однозначен, другого быть не может, и вы сами отвечаете на него:
Она заключается в том, что в в трудных обстоятельствах люди могут выбирать совершенно различные модели поведения.
Если ответ очевиден, то в чем тогда суть проблемы? Проблемы-то нет! Вы же не пишете, как НАДО поступать. Не даете никаких оценок: правильно ли поступала мать? Правильно ли поступал дворник? Не даете вы оценок и в формулировке собственного тезиса:
Считаю, что в трудной ситуации люди могут действовать абсолютно по-разному: одни паникуют, другие хладнокровно ищут выход, а третьи просто ждут, когда все решиться само по себе.
Вы просто переиначили ту же самую мысль, по сути, продублировав ее.

Формально проблема обозначена верно: проблема поведения людей в трудной ситуации действительно существует. Но в формулировке проблемного вопроса нужно, чтобы поднималась именно проблема, а не тема текста. Возможно, это сложно понять, поэтому я советую в следующий раз составлять проблемные вопросы со словами должен, может, нужно и подобными. Тогда, отвечая на вопрос, вы обязательно выразите авторскую оценку, а затем и свою оценку нравственной сущности проблемы.

Думаю, на экзамене вам зачли бы эту проблему как верную, но в рамках тренировки я бы не зачла ее. Думаю, вы поняли почему и сделали верные выводы. Значит, балл за проблему можно поставить, чтобы не обнулять все баллы за содержание.

В сочинении есть и другие ошибки.

Орфография:
Считаю, что в трудной ситуации люди могут действовать абсолютно по-разному: одни паникуют, другие хладнокровно ищут выход, а третьи просто ждут, когда все решиться само по себе.
Правильно: решиТСЯ.

Пунктуация:
Оба примера, дополняя друг друга ЗПТ подводят нас к пониманию позиции автора.
Пропущена запятая в конце деепричастного оборота.

Грамматика:
Я думаю, этот пример отлично иллюстрируется поведение человека В трудной ситуации.
Пропущен предлог; некорректно использован возвратный глагол.

Речь:
Другим примером для раскрытия данной проблемы может служить дворник.
Дворник не может служить примером, примером может служить поведение дворника, образ дворника.

Слово раскрытие со словом проблема сочетаются плохо.
Считаю, что в сложных жизненных ситуациях человек может действовать в соответствии с четкими правилами или каким-то планом. Это помогает оставаться спокойными и не паниковать.
В этой части сочинения требуется не ваше мнение, а мнение автора, т.к. это аналитическая часть. Правильно: автор показывает, что...
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку