ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

15.03.2020 18:21:12
Автор: Валерия Колесникова

Война-это тяжелое время,заставляющее совершать безумные поступки.Фронт становится для людей трудным испытанием ,когда все проявляют свою силу и мужество.В приведенном тексте автор поднимает проблему совести.
  Владимир Тендряков обращает внимание на то, как мальчик все-таки решился на нехороший поступок (предложение 16).Хотя люди очень часто стоят перед сложным  выбором "  и у меня дрожали руки" ,но иногда склоняемся в пользу плохого.Мальчик боялся ,но решился украсть хлеб,не подумав о других.Действительно,не всегда люди действуют по совести.
Размышляя над проблемой ,поднятой писателем,мы понимаем ,что человек часто чувствует себя плохо морально после совершения проступка.Мальчик начал жалеть "Ох,если бы можно вернуться,достать спрятанный хлеб,положить его обратно в плащ-палатку!". Осознание содеянного очень часто вызывает внутренний страх и беспокойство.Безусловно, у мальчика проснулась совесть ,но все же еще сложнее признаться в плохом поступке.
  Эти примеры  имеют смысловую связь. Она показывает,что у любого человека бывают моменты,когда осознаешь ,что поступил неправильно.В такие минуты у большинства просыпается совесть ,заставляющая жалеть о чем-то.
Автору удалось убедить читателей в том ,что при совершении нехороших действий людьми могут овладевать чувства,вызывающие грусть на душе.
  Я согласна с точкой зрения автора.Действительно, совесть- это то,что должно всегда присутствовать в человеке.Пробуждение совести мы можем увидеть в произведении В.Распутина "Уроки французского".Героиня Лидия Михайловна тот лучик добра ,в котром так нуждаются обездоленные люди.Она не осталась равнодушной к беде маленького человека ,а охотно принялась помогать ему ,хотя он и отказывался от помощи.Лидия Михайловна не могла просто так оставить без внимания мальчика ,потому что ее совесть не позволила бы ей это сделать.
  Таким образом, мы пришли к выводу ,что совесть - неотъемлемая часть нашей жизни ,она необходима человеку всегда .Ведь это помогает каждому понять свои ошибки и признать их.
Количество слов - 286

Рецензент: Дарья Полищук
     Здравствуйте, Валерия.
    К сожалению, Вам не удалось глубоко проанализировать текст. Произошло это оттого, что в центре Вашего внимания оказался один эпизод - проступок рассказчика. Зачем же нужна остальная часть текста? Именно там показано, как рассказчик исправлялся, как он "мелкими поступками" завоевывал "себе самоуважение". Голос автора звучит в финале, в кульминации. Подумайте об этом.
Формулировка проблемы не зачтена, поскольку Вы сформулировали не проблему, а тему. Проблемный вопрос ВСЕГДА содержит нравственную оценку. Можно ли вернуть самоуважение? Влияют ли проступки на нравственное состояние человека? Вот как можно было сформулировать проблему. К сожалению, потеря балла по К1 ведет к потере баллов по К2-К4.
   Перейдем к другим ошибкам:

ЛОГИКА:

Владимир Тендряков обращает внимание на то, как мальчик все-таки решился на нехороший поступок (предложение 16).
Какой мальчик? Начиная комментарий, Вы обязаны максимально подробно представить персонажа, о котором будете говорить. Как этом можно было сделать? Герой-рассказчик,
один из солдат, испытывавших «головокружение от голода», отправившись вместе
со старшиной за желанной едой – хлебом, украл полбуханки.

Автору удалось убедить читателей в том ,что при совершении нехороших действий людьми могут овладевать чувства,вызывающие грусть на душе.
Приведенные Вами примеры никак не подводят к такой позиции автора. Из Ваших примеров вытекает иная мысль: совершив проступки, человек может осознать их аморальность. Осознание аморальности и ощущение грусти - разные вещи.

Выразив свое отношение к позиции автора, Вы допустили грубую логическую ошибку. Посудите сами.
Я согласна с точкой зрения автора.Действительно, совесть- это то,что должно всегда присутствовать в человеке.
Вы даете определению понятию совесть. Зачем? Зачем Тендряков написал произведение? Неужели ради ответа на такой банальный вопрос? Разумеется, нет.

Вступление тоже содержит ошибку. Вы утверждаете, что на войне все проявляют силу и мужество. Это абсурд. Вспомните дезертиров. Отнюдь не все проявляют мужество.

ГРАММАТИКА:

Хотя люди очень часто стоят перед сложным  выбором "  и у меня дрожали руки" ,но иногда склоняемся в пользу плохого.
Неправильное построение предложения с косвенной речью. Предложения с косвенной речью нужны для передачи чужой речи от лица говорящего или пишущего. Валерия, не у вас руки дорожали, а у рассказчика. Нужно местоимение 1 лица заменить на местоимение 3 лица. У НЕГО дрожали руки.

Мальчик боялся ,но решился украсть хлеб,не подумав о других
Решил.

Таким образом, мы пришли к выводу ,что совесть - неотъемлемая часть нашей жизни ,она необходима человеку всегда .Ведь это помогает каждому понять свои ошибки и признать их.
Придаточная часть не может быть оформлена как отдельное предложение. Она всегда зависит от главного предложения.

РЕЧЬ:
Фронт становится для людей трудным испытанием
Фронт - это обращенная к противнику сторона боевого расположения войск. Сторона не может быть испытанием. Война на фронте стала для людей испытанием.
Трудное испытание - плеоназм. Испытания - это тягостные переживания, а они не могут быть легкими.

Фронт становится для людей трудным испытанием ,когда все проявляют свою силу и мужество
Некорректное употребление местоимения. Понятно, что люди проявляют свою силу. Чью же еще?

Война-это тяжелое время,заставляющее совершать безумные поступки.
Речевая шероховатость. Валерия, война - это трагедия, поэтому, на мой взгляд,  не стоит называть поступок рассказчика безумным. Это слово неуместно в таком контексте. Как бы мы вели себя на его месте, испытывая голод? Поступок рассказчика,я думаю, можно назвать безнравственным, некрасивым. Кроме этого, пропущено важно для понимания мысли слово. Исправляем. "Война - это тяжелое время, заставляющее ЛЮДЕЙ совершать безнравственные поступки".

Размышляя над проблемой ,поднятой писателем,мы понимаем ,что человек часто чувствует себя плохо морально после совершения проступка.
Здесь лучше: чувствует тяжесть на душе или чувствует себя плохо.

Эти примеры  имеют смысловую связь.
"Водянистая" фраза. Далее Вы, конечно, пытаетесь обозначить взаимосвязь между примерами, но эта попытка не удалась: связь нужно прописывать четко.

Автору удалось убедить читателей в том ,что при совершении нехороших действий людьми могут овладевать чувства,вызывающие грусть на душе.
Шероховатость. Исправляем. "Совершив проступки, люди могут испытывать грусть".

В такие минуты у большинства просыпается совесть ,заставляющая жалеть о чем-то.
у большинства ЛЮДЕЙ. О чем жалеть? Пишите точнее.

ПУНКТУАЦИЯ:

Мальчик начал жалеть: "Ох,если бы можно вернуться,достать спрятанный хлеб,положить его обратно в плащ-палатку!".
Недостает двоеточия после слов автора.

Героиня Лидия Михайловна  - тот лучик добра ,в котором так нуждаются обездоленные люди.
Тире между подлежащим и сказуемым.

ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ:
Пробуждение совести мы можем увидеть в произведении В.Распутина "Уроки французского".Героиня Лидия Михайловна тот лучик добра ,в котром так нуждаются обездоленные люди.Она не осталась равнодушной к беде маленького человека ,а охотно принялась помогать ему ,хотя он и отказывался от помощи.Лидия Михайловна не могла просто так оставить без внимания мальчика ,потому что ее совесть не позволила бы ей это сделать.
Валерия, Лидия Михайловна проявила милосердие по отношению к ученику. Учительница вовсе не обязана была ему помогать: мальчик не являлся ее родственником. О каком пробуждении совести идет речь? Лидия Михайловна помогла ученику по доброте душевной. А вот ученику действительно было совестно принимать подарок от учителя. Однако Вы пишите об учителе. Не совесть, а доброе сердце Лидии Михайловны откликнулось на чужую беду.

Почему Вы называете рассказчика мальчиком? Мальчик - это ребенок мужского пола, подросток. Вы уверены в том, что рассказчик был подростком? Нет? Тогда не стоит называть его мальчиком. Используйте синонимы: рассказчик, герой-рассказчик, повествователь.

Валерия, могу похвалить Вас за выразительную речь. Заметно, что Вы старались писать сочинение в формате ЕГЭ. Советую поработать над содержательной частью сочинения, над логикой и над речевым оформлением собственного текста! Удачи на экзамене!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 8

Возврат к списку