Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема памяти

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
15.03.2020 11:37:23
Автор: Елена Александрова

Почему необходимо сохранять памятники культуры? Над этой проблемой размышляет Валентин Петрович Катаев в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая об этом, автор вспоминает памятник Пушкину, некогда стоявший в середине двадцатых годов "на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю". Писатель говорит о боли и пустоте, которые он из-за этого ощущает. Также автор акцентирует внимание на более трудное время  "перестановки и уничтожения памятников". Тогда многие монументы были передвинуты на другие места, а некоторые и вовсе были убраны. Так был переставлен памятник Гоголю, а на его место поставили "другого Гоголя ... лишённый индивидуальности и поэзии". Этот пример показывает, как монументы являются частью истории и воспоминаний.

Также для понимания позиции автора важен эпизод, в котором В. П. Катаев описывает свое удивление от исчезновения улицы. "Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез, этот Водопьяный переулок. Он просто больше не существовал". Писатель не мог принять образовавшуюся пустоту. Этим примером автор показывает, как уничтожение памятников культуры, образы которых в сердцах людей, сделало город одновременно и знакомым, и незнакомым, словно другое измерение.

Оба примера, дополняя друг друга, демонстрируют ценность исторических монументов и их влияние на людей.

Позиция автора ясна. Сохранять памятники культуры необходимо, потому что таким образом мы спасаем историю.

С автором невозможно не согласиться. Я считаю, что памятники культуры - это одно из хранилищ истории того времени, когда они были возведены. В каждом городе есть места, хранящие воспоминания о прошлом, и каждое из них связано с различными важными событиями и людьми, их совершившими. Без памятников культуры люди останутся без истории своей, своей семьи, города, страны. Народ перестанет ценить свою Родину, забудет ее достижения, и такое государство в скором времени исчезнет.

Я благодарна В. П. Катаеву за то, что он посвятил свой текст этой немаловажной проблеме. С помощью памятников можно передать потомкам любовь к Родине и ее истории.
Количество слов - 316

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Елена!

У вас получилось качественное сочинение, которое, без сомнения, набрало бы достаточно баллов на экзамене. Вы правильно определили проблему, сумели выстроить глубокий, развернутый комментарий. Поясняя собственную точку зрения, вы привели логичный тезис и обосновали его. Однако я советую вам в следующем сочинении постараться привести конкретный пример, иллюстрирующий тезис. Вот как это можно было сделать в данном сочинении:
В каждом городе есть места, хранящие воспоминания о прошлом, и каждое из них связано с различными важными событиями и людьми, их совершившими.  В моем родном городе Туле таких памятников несколько, но особенно мне дорог мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны. Без памятников культуры люди останутся без истории своей, своей семьи, города, страны. Народ перестанет ценить свою Родину, забудет ее достижения, и такое государство в скором времени исчезнет.
Конкретный пример сделает ваш довод еще убедительнее.

В комментарии, Елена, допущена серьезная логическая ошибка - провал:
Рассуждая об этом, автор вспоминает памятник Пушкину, некогда стоявший в середине двадцатых годов "на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю". Писатель говорит о боли и пустоте, которые он из-за этого ощущает.
Вот что у вас получилось: Писатель ощущает боль из-за того, что в середине двадцатых годов на бульваре стоял памятник Пушкину. Не хватает значимого смыслового звена:
Рассуждая об этом, автор вспоминает памятник Пушкину, стоявший в середине двадцатых годов "на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю". К сожалению, этот памятник был уничтожен. Писатель говорит о боли и пустоте, которые он из-за этого ощущает.
К другим ошибкам.

Грамматика:
Также автор акцентирует внимание на более трудное время "перестановки и уничтожения памятников".
Акцентировать внимание (на чем?) на более трудном времени. Это предложение небезупречно и с точки зрения речевого оформления. Корректнее было бы выразиться так: Автор акцентирует внимание на периоде "перестановки и уничтожения памятников".
Так был переставлен памятник Гоголю, а на его место поставили "другого Гоголя ... лишённый индивидуальности и поэзии".
Слова грамматически не согласованы друг с другом. Елена, даже разрывая цитату, вы должны следить за тем, как слова согласуются между собой.
Этот пример показывает, как монументы являются частью истории и воспоминаний.
Ошибка в построении сложноподчиненного предложения. Неверно выбран подчинительный собз как, он нарушает смысловые взаимоотношения между частями СПП. Правильно: Этот пример доказывает, что монументы являются...
Также для понимания позиции автора важен эпизод, в котором В. П. Катаев описывает свое удивление от исчезновения улицы.
Некрасивый оборот. Лучше: ...удивление при виде исчезнувшей улицы.
Этим примером автор показывает, как уничтожение памятников культуры, образы которых в сердцах людей, сделало город одновременно и знакомым, и незнакомым, словно другое измерение.
Пропущен глагол: образы которых ХРАНЯТСЯ в сердцах людей...

Речь:

Елена, в тексте вашего сочинения есть выражения, которые можно считать плеоназмами (речевой избыточностью). К ним относятся: исторический монумент, воспоминания о прошлом. Будьте аккуратны, за такие ошибки на экзамене могут снизить балл. Я оставляю балл, т.к. считаю эти плеоназмы "стертыми", устойчивыми, привычными. Но обращаю на них ваше внимание.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку