Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лживых нравственных ценностей

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

08.03.2020 08:32:37
Автор: Александра Тихая

В предложенном для анализа тексте Антон Павлович Чехов поднимает проблему лживых  нравственных ценностей.
Писатель знакомит читателя с историей Льва Пустякова -учителя военной прогимназии. Будучи приглашенным в гости к купцу Спичкину , ему необходим был орден. Он одолжил его у знакомого поручика. Но находясь в гостях, герой практически все время старался прикрывать рукой награду, так как напротив него сидел товарищ по  службе- учитель французского , Трамблян . "Показать французу  орден- значит вызвать массу самых неприятных вопросов, ... осрамиться навеки ,обесславиться. " На этом примере А.П.Чехов демонстрирует, как Пустяков боялся опозориться, если бы кто-то знал, что орден не принадлежит ему. Но как отреагировал учитель  французского ,увидев ,что "Станислав" не на груди подлинного хозяина. Был ли опозорен герой ?
Именно этот персонаж является вторым  представителем лживой славы  в рассказе. Как оказалось Трамблян  воспользовался возможностью "засветиться "  перед  обществом. Когда Пустяков это заметил, почувствовал облегчение . " Теперь уже не было надобности скрывать  Станислава! Оба грешны одним грехом, и некому ,стало быть, доносить и бесславить". Оба примера .дополняя друг друга  показывают  существование  лживых ,неоправданных нравственных  ценностей в обществе.
Автор рассказа дал ясно понять, насколько  неправдоподобным ,обманчивым может быть окружение. Пытаясь показать свои  только лучшие стороны  с помощью материальных  вещей, люди совершают безнравственные поступки. Забывая .что такое настоящие нравственные ценности и мораль.
Я полностью согласна с мнением автора . Ложь ради выгоды , бесчестие, корысть никогда не станут истинной моралью. Верность, доброта, честь, патриотизм, трудолюбие , уважение  к старшим и прочее- вот  основы правильной нравственности. В качестве примера хочу привести Александра Большунова -   российский лыжник ,призер Олимпийских игр. Своим  трудолюбием  , терпением ему удалось завоевать уважение и почет . На соревнованиях он борется за честь России, истинный  патриот   родины.
В заключение   хочу сказать :  чтобы  быть примером нравственности,  и говорить о нравственных  ценностях другим, в первую очередь необходимо начать с себя ,с самосовершенствования, осознать основы, и только после этого люди потянуться к таком у человеку.
Количество слов - 276

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Александра!

Ваше сочинение заставило меня задуматься. Могут ли существовать "лживые нравственные ценности"? Именно так вы сформулировали проблему, понимаемую в тексте. Давайте порассуждаем вместе.

Нравственные ценности - это приоретиты, обусловленные нравственностью. Нравственность - это качества и принципы, основанные на идеалах добра и справедливости. Следовательно, если ценности не основаны на идеалах добра и справедливости, то они попросту безнравственны. Я считаю, что слово "лживые" не сочетается с выражением "нравственные ценности". Думаю, правильнее было бы говорить о ложных ценностях. (Вы перепутали паронимы лживый и ложный).

Далее в тексте соичнения вы неоднократно возвращаетесь к этой неправильной формулировке, используете ее в различных (тоже неправильных) вариантах:
Верность, доброта, честь, патриотизм, трудолюбие , уважение  к старшим и прочее- вот  основы правильной нравственности.
Правильной нравственности не бывает, бывает просто нравственность. Итак, Александра, будьте очень аккуратны с формулировками!

Теперь несколько слов о структуре сочинения. Не могу назвать ее удачной. Текст составлен сумбурно, слишком подробные пересказы эпизодов, мало анализа. Вы не задаете вопрос в начале сочинения, от этого логика рассуждения рассыпается. Зато в середине формулируете вопрос, на который, впрочем, ответа не даете. Вопрос повисает в воздухе.

Говоря о позиции автора, вы приводите непонятные тезисы, например такой:
Автор рассказа дал ясно понять, насколько  неправдоподобным ,обманчивым может быть окружение.
В чем же неправдоподоность, обманчивость окружения? Вообще, при чем тут окружение? Окружение, получается, виновато в тщеславии Пустякова и Трамбляна? Тезис совершенно нелогичный.

Ваш тезис и пример к нему тоже не соответствуют логике развертывания мысли. Непонятно, почему лыжник Большунов является идеалом нравственности. Потому что он побеждает в соревнованиях? Неубедительно.

И совсем не к месту мысли, высказанные вами в заключительной части.

К сожалению, Александра, логика и композиция сочиения оставляют желать лучшего. Нужно серьезно работать над этими аспектами сочинения.

К ошибкам.

Орфография:
В заключение   хочу сказать :  чтобы  быть примером нравственности,  и говорить о нравственных  ценностях другим, в первую очередь необходимо начать с себя ,с самосовершенствования, осознать основы, и только после этого люди потянуться к таком у человеку.
Правильно: потянуТСЯ.

Пунктуация:
Но ЗПТ находясь в гостях, герой практически все время старался прикрывать рукой награду, так как напротив него сидел товарищ по  службе- учитель французского , Трамблян .
Ожной запятой не хватает, одна - лишняя.
Как оказалось ЗПТ Трамблян  воспользовался возможностью "засветиться "  перед  обществом.
Отсутствует запятая после вводной конструкции.
Оба примера .дополняя друг друга  показывают  существование  лживых ,неоправданных нравственных  ценностей в обществе.
Отсутствует обособление деепричастного оборота.
В заключение   хочу сказать :  чтобы  быть примером нравственности, и говорить о нравственных  ценностях другим, в первую очередь необходимо начать с себя ,с самосовершенствования, осознать основы, и только после этого люди потянуться к таком у человеку.
Лишняя запятая.

Грамматика:
Будучи приглашенным в гости к купцу Спичкину , ему необходим был орден.
Ошибка в конструкции с деепричастием, повторите задание 8 ЕГЭ.
Забывая .что такое настоящие нравственные ценности и мораль.
Неоправданное нарушение границ предложения.
В качестве примера хочу привести Александра Большунова -   российский лыжник ,призер Олимпийских игр.
Приложение должно быть согласовано с определяемым словом.

Речь:
Он одолжил его у знакомого поручика.
Некорректное употребление местоимений.
Как оказалось Трамблян  воспользовался возможностью "засветиться " перед  обществом.
Жаргонные и просторечные слова, даже взятые в кавычки, недопустимы в сочинении.
На этом примере А.П.Чехов демонстрирует, как Пустяков боялся опозориться, если бы кто-то знал, что орден не принадлежит ему.
Предложение плохо составлено, было бы лучше, если бы вместо "знал" поставили "узнал", но все равно некрасиво.
Но как отреагировал учитель  французского ,увидев ,что "Станислав" не на груди подлинного хозяина. Был ли опозорен герой ?
Зачем нам что-то знать про подлинного хозяина? О каком герое иет речь? Зачем такое внимание учителю французского? Вы путаетесь, пишете сумбурно, нелогично, непослеовательно, мысли скачут.
Именно этот персонаж является вторым  представителем лживой славы  в рассказе.
Представитель лживой славы - речевая ошибка, несочетаемость.
В заключение   хочу сказать :  чтобы  быть примером нравственности,  и говорить о нравственных  ценностях другим, в первую очередь необходимо начать с себя ,с самосовершенствования, осознать основы, и только после этого люди потянуться к таком у человеку.
осознать основы чего? Непонятно. Речевая недостаточность.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку