Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема угрызений совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

01.03.2020 02:50:07
Автор: инсанат шемшединова

Что влечет за собой неправильный выбор?Этим вопросом задается автор данного текста В. Тендряков и поднимает проблему угрызения совести.
Автор раскрывает данную проблему на примере поступка рассказчика . На войне в плену у голода ,когда рассказчик вместе со страшиной шел за хлебом для всех оставшихся солдат , в  его  голове вспыхнула гаденькая , трусливая мыслишка . Судя по тому ,что он украл аж целую половину хлеба , эта мысль победила в нем человечность.
Этот пример показывает ,что суровые условия на войне подталкивали людей на бесчестные поступки.
Продолжая повествование  , рассказчик исповедует о том ,что он немало натворил нехороших дел  , но всегда находил себе оправдание . А в этом случае он признавал свою вину , и оправдания искать даже не пытался . Он думал :“Если бы можно было вернуть время ” . Из-за чувства вины , в голодных солдатах с ватными ногами он начал видеть красоту , а в себе уродство. “Ничего не бывает страшнее , чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой” (предложение 50). Этот пример показывает ,что  герой данного текста осознает то ,что он не прав , и чувствует на себе вину .
Дополняя друг друга , оба примера дают понять ,что после определенного проступка человек чувствует на себе вину , из -за чего должен терпеть муки совести .
Позиция автора такова : неправильный выбор влечет за собой сожаление , неспособность оправдать себя перед самим собой , чему способствуют угрызения совести .
Нельзя не согласиться с мнением автора . Я считаю ,что каждому человеку свойственно ошибаться  , ведь никто не застрахован от этого  , ибо люди не идельны .Но несмотря на это почти каждый чувствует на себе  вину за свои необдуманные поступки . И я считаю ,что это нормально ,возможно , бдагодаря этому люди будут меняться в лучшую сторону .
В заключение хотелось бы сказать  ,что не страшно , если человек чувствует вину за свои ошибки , страшнее , если он их не признает.
Количество слов - 285

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

Сочинение, к сожалению, получилось слабым: хромает логика, много речевых и других ошибок. Нечетко определена проблема - проблемный вопрос не соответствует формулровке проблемы в конструкции с Родительным падежом:
Что влечет за собой неправильный выбор?Этим вопросом задается автор данного текста В. Тендряков и поднимает проблему угрызения совести.

Проблемы угрызений совести не существует. Есть угрызения совести сами по себе, в них нет проблемы. Вопрос "Что влечет за собой неправильный выбор?" тоже не является собственно проблемным вопросом, т.к. имеет конкретный ответ: неправильный выбор влечет за собой негативные последствия. В чем проблема? Непонятно. И вообще - о каком выборе идет речь? О выборе товаров или о нравственном выборе? Нужно выражаться точнее, особенно в формулировке проблемного вопроса.

Правильный проблемный вопрос мог бы звучать так: как угрызения совести влияют на моральное состояние человека? Ответ: муки совести делают человека несчасным, лишают его самоуважения, мешают ему спокойно жить и развиваться.
На войне в плену у голода ,когда рассказчик вместе со страшиной шел за хлебом для всех оставшихся солдат , в его  голове вспыхнула гаденькая , трусливая мыслишка .
Преддожение составлено нелогично. Метафора "в плену у голода" выглядит совершенно неуместно, непонятно, где стались солдаты, непонятно, в чьей голове вспыхнула мыслишка. И почему вы не берете чужой текст в кавычки? Это плагиат!
Судя по тому ,что он украл аж целую половину хлеба , эта мысль победила в нем человечность.
Предложение содержит логическую ошибку - ложный вывод.
Этот пример показывает ,что суровые условия на войне подталкивали людей на бесчестные поступки.
Условия войны, подталкивать К чему-либо, толкать НА что-либо.
Продолжая повествование  , рассказчик исповедует о том ,что он немало натворил нехороших дел  , но всегда находил себе оправдание .
Исповедовать - значит, выслушивать покаяние в грехах. Слово употреблено неверно.
Из-за чувства вины , в голодных солдатах с ватными ногами он начал видеть красоту , а в себе уродство.
Лишняя запятая и отсутствие кавычек делают предложение мутным по смыслу и некрасивым.
Этот пример показывает ,что  герой данного текста осознает то ,что он не прав , и чувствует на себе вину .
Нарушение в построении сложного предложения, лишние слова "на себе".
Но несмотря на это ЗПТ почти каждый чувствует на себе  вину за свои необдуманные поступки .
Предложение содержит голословное недоказуемое утверждение, что является логической ошибкой.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку