Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема доверия

  • Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...

    (1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

    (3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

    (5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

    (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

    (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

    (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

    — А у тебя тут какие новости?

    — (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

    (12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

    — (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

    — (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

    — (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

    — (22)По радио, что ль, слыхали?

    — (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...

    — (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

    — (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

    — (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

    — (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

    — (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

    — (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

    — (45)И вы ей подали?

    — (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

    — (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

    — (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

    — (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

    — (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

    — (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

    — (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

    — (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

    — (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

    — (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

    — (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

    — (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

    (70)Баба Дуня недолго подумала.

    — (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

    (73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

    (75)А внук объяснял:

    — Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

    — (82) Она слезьми кричала...

    — (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

    — (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

    — (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

    — (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

    — (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

    — (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

    — (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

    — (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

    — (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...

    (111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

    — (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

    (114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

     

    (По Б. Екимову)

27.02.2020 19:40:14
Автор: Елизавета Маркина

Можно ли доверять незнакомым людям?
Обратимся к фрагменту текста Б. Екимова, в котором идёт повествование о доброте Дуни Станогиной. К ней в деревню приехал внук, у которого она невзначай спрашивает о городе Кардабоне, а потом рассказывает о беде женщины оттуда (предложения 24, 27-33). Баба Дуня и жильцы деревни поверили ей, помогли и с деньгами, и с одеждой, потому что людей в трудной ситуации надо выручать. Ведь если ты поступаешь по совести и делаешь добро, то тебе это вернётся.
Автор противопоставляет отношение бабы Дуни к беде незнакомого человека и отношение её внука к этому. Он категорически против такой помощи, ведь чаще всего люди обманывают отзывчивых людей, желающих помочь незнакомым. Это и пытается доказать Дуне Станогиной внук (предложения 49, 52-53, 58, 61). Героиня ни в какую ему не верила, даже посмотрел карту. Исходя из этого, можно сказать, что обманывая незнакомых людей во благо себе, мы оставляем эти поступки на нашей совести. И если доброму человеку вернутся его хорошие деяния, то обманщику ничего положительного в жизни не вернётся.
Авторская позиция мне предельно ясна: всё, что мы совершаем в жизни, будь то добро, помощь, обманы, сострадания, вернётся нам в двойном размере. Каждый человек поступает по зову души. И сам выбирает верить незнакомым или нет.
Я согласна с позицией автора в том, что все совершённые поступки остаются на нашей совести. Делая добро, оно обязательно нам вернётся. С отрицательными поступками также. Обратимся к произведению Б. Васильева «Экспонат №...». Анна Фёдоровна-героиня произведения-проводила сына Игорька на войну. За время войны она получила от него единственное письмо, а следующее от сержанта. Оно было о смерти сына. Каждый вечер она перечитывала их, бумага истрепалась. Анна Фёдоровна сделала копии, оригиналы спрятала в шкатулку с остальными вещами сына. Зрение у неё портилось. И однажды к ней пришли пионеры-два мальчика и девочка-и попросили показать эти письма. Женщина показала и рассказала все свои воспоминания. Девочка начала требовать у неё эти письма для школьного музея. Она не понимала, что благодаря этим письмам, героиня еще может слышать голос своего сына. Женщина их выгнала, письма по отдала. Несмотря на это, девочка все-таки выкрала их, тогда голос вначале навсегда исчез из жизни Анны Фёдоровны. Она умерла, а слезы ещё долго капали из ее глаз. Рассмотрев этот эпизод, мы можем сказать, что не всегда надо показывать незнакомым самое ценное, что у тебя есть. Закрыв глаза на все нравственные нормы, люди все равно отберут у тебя всё во благо себе.
Таким образом, я доказала мысль о том, что добрым и отзывчивым людям сложно в жизни-их часто обманывают, зато им вернётся все самое хорошее.
Количество слов - 414

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Елизавета!

В вашем сочинении есть серьезный недостаток: непонятно, в чем заключается позиция автора по проблеме. На чьей стороне его симпатии? Он считает, что права старушка или прав внук? В тексте есть четкие указания на этот счет, потому что иначе и быть не может: автор показывает две противоположные позиции именно потому, что хочет продемонстрировать собственное отношение к проблеме. Вы же не увидели этого, и позиция автора оказалась нечеткой:
Авторская позиция мне предельно ясна: всё, что мы совершаем в жизни, будь то добро, помощь, обманы, сострадания, вернётся нам в двойном размере. Каждый человек поступает по зову души. И сам выбирает верить незнакомым или нет.
Вы противоречите сами себе в этом высказывании. Ведь по зову души поступет именно старушка! А внук руководствуется разумом, холодным расчетом, анализом.

Вообще, вы в сочинении постоянно перескакиваете с одной мысли на другую: с проблемы доверия незнакомым людям внезапно переходите на рассуждения о добре, которое вернется. Это разные проблемные области! Смешивая их, вы ломаете рассуждение, делаете его нелогичным и непоследовательным.

В формулировке собственной позиции вы совершенно уходите от проблемного вопроса, подменяя его другим:
Я согласна с позицией автора в том, что все совершённые поступки остаются на нашей совести.
Выделенный красным цветом тезис не соответствует поставленному в сочинении  вопросу. Таким образом, ваша точка зрения и объемный пример, который вы приводите в ее обоснование, не приносят вам ни одного балла.

Такого подробного пересказа следует избегать! Подтверждение собственного тезиса оформляйте в одно-два предложения, не более. Помните: рекомендуемый объем сочинения 150 слов, вы же написали 418! Зачем?

К другим ошибкам:
К ней в деревню приехал внук, у которого она невзначай спрашивает о городе Кардабоне, а потом рассказывает о беде женщины оттуда (предложения 24, 27-33). Баба Дуня и жильцы деревни поверили ей, помогли и с деньгами, и с одеждой, потому что людей в трудной ситуации надо выручать.
Сумбурный, нелогичный пересказ. Ничего непонятно: у кого беда, при чем тут внук. при чем тут город Кардабон... Потеря баллов за логику.
Исходя из этого, можно сказать, что обманывая незнакомых людей во благо себе, мы оставляем эти поступки на нашей совести.
Баба Дуня никого не обманывала! И ее внук никого не обманывал. Вывод, который вы делаете, не вытекает из представленного рассуждения и цитат.

Орфография:
С отрицательными поступками также.
Так же.

Пунктуация:
Исходя из этого, можно сказать, что ЗПТ обманывая незнакомых людей во благо себе, мы оставляем эти поступки на нашей совести.
Нужна запятая перед деепричастным оборотом.
И сам выбирает ЗПТ верить незнакомым или нет.
Нужна запятая на границе грамматических основ.
Она не понимала, что благодаря этим письмам, героиня еще может слышать голос своего сына.
Лишняя запятая.

Грамматика:
всё, что мы совершаем в жизни, будь то добро, помощь, обманы, сострадания, вернётся нам в двойном размере.
У этого существительного нет формы множественного числа.
Делая добро, оно обязательно нам вернётся.
Нарушение конструкции с деепричастным оборотом.
Женщина показала и рассказала все свои воспоминания.
Нарушение управления. Правильно: рассказала О воспоминаниях.

Речь:
Несмотря на это, девочка все-таки выкрала их, тогда голос вначале навсегда исчез из жизни Анны
Непонятно, что обозначает слово "вначале" в данном контексте.
Она умерла, а слезы ещё долго капали из ее глаз.
Просто спокойно вдумайтесь в эту фразу. Вдумайтесь. Как такое может быть???
Героиня ни в какую ему не верила, даже посмотрел карту.
Разговорное выражение.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку