Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Поддержка близких в трудное время

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


27.02.2020 06:11:54
Автор: Тина Перфильева

Порой в жизни человека наступает переломный момент. Казалось бы, дальше невозможно жить и тем более быть счастливым. А может, всё-таки есть что-то, что придаст стимул дальнейшей жизни?
  В данном тексте автор рассматривает проблему поддержки близких в трудное время. В наши дни эта проблема актуальна, так как проявляется во взаимоотношениях людей.
  Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример рассказ о тяжёлом периоде героя, который остался без рук. Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь, Степан решает прыгнуть из окна больницы. В этот момент появляется его возлюбленная. Именно она становится его опорой и придает сил для будущих испытаний.
  Впоследствии у героя опять возникает сомнение, и он отговаривает Надежду от такой жизни с ним. Степан думает, что не сможет осчастливить её, не понимая того, что сам является счастьем героини. Всячески поддерживая его, она оберегает героя и не даёт упасть духом даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации.
  Автор с уважением относится к своим персонажам. Это трудное испытание оба героя выдерживают и обретают нечто очень ценное. Он понимает, что на такое способны только два близких и сильных духом человека.
  Я согласна с позицией автора. В одиночку человек не так силён, как с поддержкой родного человека. Так, в рассказе А. Платонова «Юшка» повествуется о больном мужчине, который приютил и воспитал чужую девочку. Работая помощником кузнеца, Юшка заработанные деньги вкладывал в обучение сироты, в то время как она дарила ему радость. Эти герои были опорой друг для друга, стали маленькой семьёй и роднее у них никого не было.
  В заключении хочу сказать, что нужно быть сильным духом и оберегать своих близких, ведь они - самое ценное, что у нас есть.

Арина
Количество слов - 265

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Арина!

В вашем сочинении наблюдаются попытки выстроить рассуждение с опорой на исходный текст. Однако первый пример подменен простым пересказом, анализ отсутствует. Во втором примере, хоть и с трудом, но можно обнаружить пояснение. Вам нужно научиться составлять глубокий развернутый комментарий, не уходя в пересказ текста.

В позиции автора вы показали отношение автора к персонажам, но не показали отношение автора к рассматривеамой проблеме. В формулировке позиции автора есть фактические и речевые ошибки:
Автор с уважением относится к своим персонажам. Это трудное испытание оба героя выдерживают и обретают нечто очень ценное. Он понимает, что на такое способны только два близких и сильных духом человека.
Получается, только два героя способны на такое? А остальные люди - не способны?

Вступление слишком оторвано от остальной части сочинения, нет плавного перехода. В сочинении не дается четкий ответ на поставленный во вступлении вопрос.

К другим ошибкам.

Речь:

В наши дни эта проблема актуальна, так как ОНА ЧАСТО проявляется во взаимоотношениях людей.
Эти герои были опорой друг для друга, стали маленькой семьёй и роднее ДРУГ ДРУГА у них никого не было.

Пропущены значимые для понимания смысла высказывания слова.
Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример рассказ о тяжёлом периоде героя, который остался без рук.
Автор приводит в пример эпизод, а не рассказ. Ни о каком рассказе в тексте речи не идет.
Впоследствии у героя опять возникает сомнение, и он отговаривает Надежду от такой жизни с ним.
От какой - такой? Непонятно. Нарушение точности выражения мысли.

Орфография:
В заключении хочу сказать, что нужно быть сильным духом и оберегать своих близких, ведь они - самое ценное, что у нас есть.
Правильно: в заключенИЕ.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку