Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Поддержка близких в трудное время

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


27.02.2020 06:11:54
Автор: Тина Перфильева

Порой в жизни человека наступает переломный момент. Казалось бы, дальше невозможно жить и тем более быть счастливым. А может, всё-таки есть что-то, что придаст стимул дальнейшей жизни?
  В данном тексте автор рассматривает проблему поддержки близких в трудное время. В наши дни эта проблема актуальна, так как проявляется во взаимоотношениях людей.
  Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример рассказ о тяжёлом периоде героя, который остался без рук. Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь, Степан решает прыгнуть из окна больницы. В этот момент появляется его возлюбленная. Именно она становится его опорой и придает сил для будущих испытаний.
  Впоследствии у героя опять возникает сомнение, и он отговаривает Надежду от такой жизни с ним. Степан думает, что не сможет осчастливить её, не понимая того, что сам является счастьем героини. Всячески поддерживая его, она оберегает героя и не даёт упасть духом даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации.
  Автор с уважением относится к своим персонажам. Это трудное испытание оба героя выдерживают и обретают нечто очень ценное. Он понимает, что на такое способны только два близких и сильных духом человека.
  Я согласна с позицией автора. В одиночку человек не так силён, как с поддержкой родного человека. Так, в рассказе А. Платонова «Юшка» повествуется о больном мужчине, который приютил и воспитал чужую девочку. Работая помощником кузнеца, Юшка заработанные деньги вкладывал в обучение сироты, в то время как она дарила ему радость. Эти герои были опорой друг для друга, стали маленькой семьёй и роднее у них никого не было.
  В заключении хочу сказать, что нужно быть сильным духом и оберегать своих близких, ведь они - самое ценное, что у нас есть.

Арина
Количество слов - 265

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Арина!

В вашем сочинении наблюдаются попытки выстроить рассуждение с опорой на исходный текст. Однако первый пример подменен простым пересказом, анализ отсутствует. Во втором примере, хоть и с трудом, но можно обнаружить пояснение. Вам нужно научиться составлять глубокий развернутый комментарий, не уходя в пересказ текста.

В позиции автора вы показали отношение автора к персонажам, но не показали отношение автора к рассматривеамой проблеме. В формулировке позиции автора есть фактические и речевые ошибки:
Автор с уважением относится к своим персонажам. Это трудное испытание оба героя выдерживают и обретают нечто очень ценное. Он понимает, что на такое способны только два близких и сильных духом человека.
Получается, только два героя способны на такое? А остальные люди - не способны?

Вступление слишком оторвано от остальной части сочинения, нет плавного перехода. В сочинении не дается четкий ответ на поставленный во вступлении вопрос.

К другим ошибкам.

Речь:

В наши дни эта проблема актуальна, так как ОНА ЧАСТО проявляется во взаимоотношениях людей.
Эти герои были опорой друг для друга, стали маленькой семьёй и роднее ДРУГ ДРУГА у них никого не было.

Пропущены значимые для понимания смысла высказывания слова.
Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример рассказ о тяжёлом периоде героя, который остался без рук.
Автор приводит в пример эпизод, а не рассказ. Ни о каком рассказе в тексте речи не идет.
Впоследствии у героя опять возникает сомнение, и он отговаривает Надежду от такой жизни с ним.
От какой - такой? Непонятно. Нарушение точности выражения мысли.

Орфография:
В заключении хочу сказать, что нужно быть сильным духом и оберегать своих близких, ведь они - самое ценное, что у нас есть.
Правильно: в заключенИЕ.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку