Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. Проявления доброты

  • Текст: И. Бунин. Рассказ "Слепой"

    Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, - тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба.

    Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен. Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, - все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:

    - Merci, merci, mon bon frиre![1]

    «Mon bon frиre...» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни. Как уверенно произносит он это: mon bon frиre! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому. Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья...

    И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро - значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть бесчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!»

    Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.

    Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.

20.02.2020 20:33:17
Автор: Максим Мелешкевич

   Как проявляется доброта? Таким вопросом задается Бунин в своем произведении.
   В центре повествования находится слепой старик, он просит милостыню у прохожих. Не смотря на свой недуг, старец смог дойти до мола, чтобы раздобыть хоть какие-нибудь деньги на свое существование. Все время он говорит "о нашем долге быть добрыми и милосердными", этим побуждая прохожих к проявлению доброты.
   Одним из таких прохожих является рассказчик. Он не проходит мимо слепого, а дает ему несколько сантимов. Старик, замечая это, благодарит жертвующего ему человека словами "Спасибо, спасибо, брат мой".
   Эти примеры дополняют друг друга. Первый показывает нам надежду на то, что добро в этом мире существует. А второй -- само проявление доброты.
   С позицией автора трудно не согласиться. По мнению автора, доброта существует в мире, и проявляться она может в самых незначительных вещах. Так в произведении Шолохова "Судьба человека" Андрей, встречая на своем пути беспризорного мальчика, решает взять его под опеку.
   Таким образом, доброта проявляется по-разному, ее лишь нужно замечать.
Количество слов - 161

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Максим!

Это сочинение показывает, что вы пока не умеете строить комментарий проблемы в соответствии с требованиями ЕГЭ. В комментарии вы приводите пересказ эпизодов, никак не поясняя их. Такой комментарий оценивается нулем баллов.
Некая попытка пояснить приведенные примеры предпринята вами в абзаце с позицией автора, но эта слабая попытка не может быть зачтена как комментарий. Кроме того, в абзаце с позицией автора вы не дали ответа на вопрос, поставленный во вступлении: как проявляется доброта? Следовательно, и позиция автора не засчитана.
В следующем абзаце (там, где вы должны излагать собственную позицию по проблеме) вы все-таки сформулировали ответ на поставленный вопрос. Позиция автора может быть засчитана. Но где ваша собственная позиция? Ее нет, получается. Вы сразу приводите пример (пример к позиции автора), без тезиса.

В общем, налицо отсутствие навыка построения рассуждения в формате эссе. Максим, вам следует обратиться к материалам нашего сайта (вебинары, рекомендации, разборы лучших сочинений), чтобы уловить композиционную схему эссе и впредь ее придерживаться.

Сам вопрос, который вы считаете проблемным, таковым не является, поскольку в нем отсутствует моральный аспект. Вопрос получается тривиальным, банальным, с очевидным ответом. Проблемный вопрос всегда содержит указание на нравственное понимание ситуации: должны ли люди проявлять доброту? нужно ли проявлять милосердие? и т.п. - вот такие вопросы считаются проблемными. Научитесь их составлять, тогда ваши сочинения станут более глубокими, содержательными.

К другим ошибкам.
Таким вопросом задается Бунин в своем произведении.
Непонятно, о каком произведении идет речь. На экзамене мы работаем с текстом, а не с произведением в его целостности и художественной завершенности. Будьте внимательнее в формулировках. Нарушение речевой точности.

Орфография:
Не смотря на свой недуг, старец смог дойти до мола
Правильно: несмотря

Пунктуация:
Старик, замечая это, благодарит жертвующего ему человека словами ДВОЕТОЧИЕ "Спасибо, спасибо, брат мой".
Ошибка в оформлении прямой речи.
Так ЗПТ в произведении Шолохова "Судьба человека" Андрей, встречая на своем пути беспризорного мальчика, решает взять его под опеку.
В данном случае слово ТАК является вводным.


Речь:
Старик, замечая это, благодарит жертвующего ему человека словами "Спасибо, спасибо, брат мой".
Это причастие требует пояснения (жертвующего чем), на мой взгляд, употреблено неуместно.
Эти примеры дополняют друг друга. Первый показывает нам надежду на то, что добро в этом мире существует. А второй -- само проявление доброты.
Пример не может быть проявлением доброты! Проявлением доброты может быть только ПОСТУПОК.
Так в произведении Шолохова "Судьба человека" Андрей, встречая на своем пути беспризорного мальчика, решает взять его под опеку.
Используя формы несовершенного вида настоящего времени, вы подчеркиваете многократность и регулярность совершаемых действий. Но это противоречит контексту. Правильно, говоря о действиях персонажей, использовать формы прошедшего времени: Андрей, встретив на своем пути..., решил взять его...

Советую поработать над выразительностью речи. Пока вам не за что даже поставить баллы по критерию К6.




Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку