Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема последствий неправильного нравственного выбора.

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

19.02.2020 09:28:38
Автор: Гульзана Курбанова

Какими бывают последствия неправильного нравственного  выбора?Именно эту проблему поднимает в своем тексте В .Ф.Тендряков.
Размышляя над данной проблемой,писатель ведет рассказ от лица солдата,который находился на запасном полку и ,как все солдаты этого полка,испытывал невыносимый голод .Под влиянием этого острого чувства он решается обокрасть половину буханки ,которую полагалось раздать всем солдатам поровну.Рассказчик понимает ,что поступил неправильно и не ищет для себя оправданий,но всю тяжесть своего поступка он осознает  лишь тогда ,когда видит презрение в глазах своих товарищей ,настолько большое презрение ,что они даже не стали его наказывать,не стали "пачкать руки".Именно тогда осужденный ими солдат видит их благородными и красивыми ,а себя ничтожеством и уродом.Этот пример показывает ,что человек ,поступивший подло и осознавший свою вину ,очень тяжело переживает осуждение окружающих его людей и неспособность оправдать себя в собственнх глазах.
Продолжая повествование ,рассказчик говорит о том ,что после того случая он начал жизнь с чистого листа,был среди новых людей ,не видевших его  позора, и сам стремился  стать совершенно новым человеком, стараясь тем самым завоевать самоуважение.Он больше никогда не воровал ,а наоборот делился с другими своей едой,но даже при этом в нем оставался какой -то след ,какое-то пятно от того омерзительного поступка,которое не давало ему даже думать о том,что он когда -либо сможет стать лучше и благороднее других.Благороднее тех людей,которые когда-то  преподали ему жизненный урок.Этот пример показывает ,что прошлые плохие поступки никогда не покидают человека ,и постепенно вместе с раскаянием они  способны коородинально изменить его в лучшую сторону.
Приведенные примеры ,дополняя друг друга,позволяют понять ,что человек ,поддавшийся искушению и свернувший с истинного пути ,даже после сожаления не сможет забыть последствия своего безнравственного  поступка,но может стремиться к тому,чтобы хоть как -то восстановить подорванное к себе уважение.
Авторская позиция в данном тексте ясна:последствиями неправильного нравственного выбора могут быть как отвращение окружающих людей ,так и самопрезрение человека,раскаившегося в содеянном.А последствиями этого раскаяния может быть его желание перевоплотиться к лучшему.
С данной позицией трудно не согласиться.Пожалуй, нет ничего ужаснее, чем нести всю жизнь на себе непосильный груз плохих деяний,о котором постоянно напоминает тебе совесть.Такой груз ,например ,нес  Радион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского."Преступление и наказание".Он имел некую теорию о жизни,следуя которой  совершил тяжкое преступление ,а потом понял ,что поступил ужасно,корил себя,мучался от невыностмых угрызений совести.Это все привело героя романа к раскаянию,он смог признаться во всем и отправился на каторгу  отбывать свое наказание.
В заключение хочется сказать,что каждый человек может отступаться от правильного пути,может ошибаться в жизни,и эти пережитые  ошибки не забываются им ,закрепляются в его памяти и на горьком опыте прошлого учат его быть лучше и добрее.
Количество слов - 446

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Гульзана!

У вас получилось хорошее, глубокое сочинение. Можно было бы чуть менее развернуто выстраивать комментарий, но поскольку речь выразительна, все кажется уместным и целесообразным. Рекомендую четче проработать аргументацию собственного мнения: у вас сейчас пример про Раскольникова обрывается, нет логического микровывода из этого абзаца.

К ошибкам.

Орфография:
Этот пример показывает ,что прошлые плохие поступки никогда не покидают человека ,и постепенно вместе с раскаянием они  способны коородинально изменить его в лучшую сторону.
Кардинально.
Авторская позиция в данном тексте ясна:последствиями неправильного нравственного выбора могут быть как отвращение окружающих людей ,так и самопрезрение человека,раскаившегося в содеянном.
РаскаЯвшегося.
Такой груз ,например ,нес  Радион Раскольников из романа
Родион
а потом понял ,что поступил ужасно,корил себя,мучался от невыностмых угрызений совести.
МучИлся

Пунктуация:
Рассказчик понимает ,что поступил неправильно ЗПТ и не ищет для себя оправданий,но всю тяжесть своего поступка он осознает  лишь тогда ,когда видит презрение в глазах своих товарищей ,настолько большое презрение ,что они даже не стали его наказывать,не стали "пачкать руки".
Пропущена запятая после придаточной части.
Он больше никогда не воровал ,а наоборот ЗПТ делился с другими своей едой
Пропущена запятая после вводного слова.


Речь:
Под влиянием этого острого чувства он решается обокрасть половину буханки ,которую полагалось раздать всем солдатам поровну.
Смешение паронимов. Правильно: украсть половину буханки. Обокрасть можно только кого-то или что-то (обокрасть друзей, обокрасть магазин).
Именно тогда осужденный ими солдат видит их благородными и красивыми ,а себя ничтожеством и уродом.
Здесь лучше "увидел".
Этот пример показывает ,что прошлые плохие поступки никогда не покидают человека ,и постепенно вместе с раскаянием они  способны коородинально изменить его в лучшую сторону.
Поступки не могут покидать человека. Здесь уместнее употребить слово "отпускают".
Приведенные примеры ,дополняя друг друга,позволяют понять ,что человек ,поддавшийся искушению и свернувший с истинного пути ,даже после сожаления не сможет забыть последствия своего безнравственного  поступка,но может стремиться к тому,чтобы хоть как -то восстановить подорванное к себе уважение.
После сожаления - несочетаемость; подорванное к себе уважение - порядок слов: правильно - подорванное уважение к себе, подорванное самоуважение.
Авторская позиция в данном тексте ясна:последствиями неправильного нравственного выбора могут быть как отвращение окружающих людей ,так и самопрезрение человека,раскаившегося в содеянном.
Такого слова в русском языке не существует.
А последствиями этого раскаяния может быть его желание перевоплотиться к лучшему.
Правильно: измениться. Он остается в прежнем воплощении - в человеческом облике. Перевоплотиться - значит, получить иной облик: гусеница перевоплотилась в бабочку.
В заключение хочется сказать,что каждый человек может отступаться от правильного пути
Отступить с пути, оступаться на пути, отступать от пути.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку