Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

19.02.2020 01:01:29
Автор: Халимат Мамаева

Что ведёт за собой неправильный выбор? Этим вопросом задается В.Ф.Тендряков в данном тексте и поднимает проблему нравственного выбора.
Раскрывая данную проблему,автор говорит о случае на войне. У рассказчика данного текста появилась «гаденькая» мыслишка:украсть полбуханки хлеба. После не долгих раздумий он решает все же совершить этот подлый поступок. Как только появилась возможность,он забрал хлеб себе,хоть и понимал,что это не останется не замеченным,но пути назад не было. В этот момент он начал вспоминать о всех свой нехороших поступках,и о там как находил им оправдание, но сейчас понимал,что ему нет никакого оправдания. Рассказчику очень хотелось вернуть хлеб,но,к сожалению,сделать этого он уже не мог. Данный пример показывает,что каждый подлый поступок ведёт за собой раскаяние,желание все исправить и,возможно,желание не совершать больше таких ошибок.
Продолжая повествование,автор говорит о том,как все узнали о поступке рассказчика. В этот момент рассказчик заметил какие все лица были прекрасными,и только он среди них был урод. Безусловно,и сам рассказчик сожалело о содеянном,и никак не мог оправдать себя перел самим собой. Он начал завоёвывать самоуважение,хоть и мелкими поступками. Никто не замечал его поступков,ведь для всех это было нормой,да и сам рассказчик не претендовал на это. После этого случая рассказчик больше не воровал.
Этот пример показывает,что полностью осознав свою вину,человек может прийти к раскаянию и будет стараться изменить себя, пытаясь снова прийти к душевному равновесию.
Оба примера,дополняя друг друга,дают я но понять,что очень часто люди жалеют о совершённых ошибках,ведь они подвергаются угрызениям совести,и всеми силами пытаются исправить себя.
Позиция автора в данном тексте ясна и понятна: каждый неправильный поступок влечёт за собой раскаяние,угрызения совести,что приводит к самовоспитанию и самосовершенствованию.
С мнением автора трудно не согласиться. Каждый человек после совершения после совершения плохого поступка должен уметь признать свою вину и найти в себе силы начать работать над собой. И ,возможно,именно это для него будет спасением.
В заключение хочется сказать,что в каждом человеке заложена совесть,и именно она заставляет человека одуматься и признать свою вину.
Количество слов - 345

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Халимат!

В вашем сочинении многовато пересказа, маловато анализа. Некоторые выводы представляются нелогичными. Есть проблемы с речью и грамотностью. Но в целом работа соответствует критериям ЕГЭ.

Разберем ошибки.

Логика:
Рассказчику очень хотелось вернуть хлеб,но,к сожалению,сделать этого он уже не мог. Данный пример показывает,что каждый подлый поступок ведёт за собой раскаяние,желание все исправить и,возможно,желание не совершать больше таких ошибок.
Ложный вывод. Данный пример не говорит о том, что КАЖДЫЙ подлый поступок приводит к раскаянию. В примере говорится только об одном конкретном поступке, приведшем к раскаянию.

Эта же ошибка прослеживается в позиции автора:
Позиция автора в данном тексте ясна и понятна: каждый неправильный поступок влечёт за собой раскаяние,угрызения совести,что приводит к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Автор ничего подобного не говорит, балл по критерию К3 аннулирован.

Собственный тезис не засчитан, т.к. не сопровождается примером.

Орфография:
После не долгих раздумий он решает все же совершить этот подлый поступок.
Недолгих

Пунктуация:
В этот момент он начал вспоминать о всех свой нехороших поступках,и о там ЗПТ как находил им оправдание, но сейчас понимал,что ему нет никакого оправдания.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
В этот момент рассказчик заметил ЗПТ какие все лица были прекрасными,и только он среди них был урод.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Безусловно,и сам рассказчик сожалело о содеянном никак не мог оправдать себя перел самим собой.
Лишняя запятая.
Этот пример показывает,что ЗПТ полностью осознав свою вину,человек может прийти к раскаянию и будет стараться изменить себя, пытаясь снова прийти к душевному равновесию.
Нужна запятая перед деепричастным оборотом.
Оба примера,дополняя друг друга,дают я но понять,что очень часто люди жалеют о совершённых ошибках,ведь они подвергаются угрызениям совестивсеми силами пытаются исправить себя.
Лишняя запятая.

Грамматика:
Что ведёт за собой неправильный выбор?
Так нельзя формулировать вопрос. Это неверно с точки зрения построения фразы. Выбор не может вести что-либо. Правильно: К чему может привести неправильный выбор?
В этот момент он начал вспоминать о всех свой нехороших поступках,и о там как находил им оправдание, но сейчас понимал,что ему нет никакого оправдания.
ОБО всех СВОИХ..., о ТОМ
В этот момент рассказчик заметил какие все лица были прекрасными,и только он среди них был урод.
Ошибки согласования. Правильно: какими все лица были прекрасными или какие все лица были прекрасные.
Слова из текста следует брать в кавычки, иначе можно заподозрить нарушение с вашей стороны этических норм (это касается слова урод).
Безусловно,и сам рассказчик сожалело о содеянном,и никак не мог оправдать себя перел самим собой.
СожалеЛ.

Речь:
У рассказчика данного текста появилась «гаденькая» мыслишка:украсть полбуханки хлеба.
Рассказчик данного текста - несочетаемые понятия. Правильно: Повествование ведется от первого лица. Рассказчик описывает ситуацию...
В этот момент он начал вспоминать о всех свой нехороших поступках,и о там как находил им оправдание, но сейчас понимал,что ему нет никакого оправдания.
Повтор.
Данный пример показывает,что каждый подлый поступок ведёт за собой раскаяние,желание все исправить и,возможно,желание не совершать больше таких ошибок.
Поступок не может вести за собой раскаяние. Повтор слова желание.
Никто не замечал его поступков,ведь для всех это было нормой,да и сам рассказчик не претендовал на это.
Непонятно, о чем идет речь: что было нормой для всех, на что не претендовал рассказчик.
Этот пример показывает,что полностью осознав свою вину,человек может прийти к раскаянию и будет стараться изменить себя, пытаясь снова прийти к душевному равновесию.
Повтор.
В заключение хочется сказать,что в каждом человеке заложена совесть
Заложена может быть бомба. Про совесть так сказать нельзя.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку