Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема осознания своей ошибки

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

18.02.2020 17:06:29
Автор: Мяделец Михаил

        Важно ли уметь признавать свои ошибки? Именно над этой проблемой рассуждает В.Ф.Тендряков в своем тексте.
    Автор, подводя читателя к проблеме, рассказывает о своем детстве: «В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля». При этом он говорит, что всегда находил оправдания своим поступкам (предложение 22). Автор не привык признавать свои ошибки, но так не могло продолжаться всегда. В этом он убедился уже на войне. Раскрывая проблему, В.Ф.Тендряков повествует о необычном случае, который очень сильно повлиял на него и заставил задуматься о важности принятия своих ошибок. Автор, описывая все тяжести войны, рассказывает, как решил украсть полбуханки хлеба. Это мысль возникла у него из-за неимоверного голода, преследовавшего всех в то время. Его положение было безысходным, так как он понимал, что его заметят. Однако вследствие отчаяния он все равно это сделал, даже не придумывая себе оправданий. Итог оказался предсказуем. Но герой, преодолев себя и свой неутолимый голод, смог принять свою ошибку. Осознание своей вины позволило автору переосмыслить свое отношение на многие вещи, он понял, что война никогда не сможет оправдать столь жалкий поступок, который он совершил. Этот случай, определенно, сделал его сильнее.
    Позиция автора заключается в том, что человек должен всегда находить в себе силы признавать свои ошибки, какими бы они ни были. Осознавая то, что совершил, человек начинает по-другому смотреть на этот мир, он становится лучше, сильнее.
    Я согласен с позицией автора. Ошибки лишь закаляют человека. Сделав ошибку один раз, человек не совершит ее вновь. Яркий пример долгого пути осмысления своей ошибки можно найти в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказания». Главный герой Раскольников, руководствуясь своей теорией о типах людей, совершает страшное убийство старухи-процентщицы, считая это правильным и оправданным действием. Но затем последовал долгий и мучительный путь искупления героя, в конце которого он признался в содеянном. Герой перестал скрываться и мужественно принял свое наказание, ощутив легкость на душе от осознания своей ошибки.
    Людям свойственно ошибаться. Но при этом важно уметь признавать это, чтобы больше никогда не совершать подобное. И лишь тогда человек обретет покой.
Количество слов - 350

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Михаил!

В вашем сочинении допущена досадная ошибка: вы считаете, что автор - В.Тендряков - и герой, укравший хлеб, - это один и тот же человек. Но это абсолютно не так! Перед нами текст художественный, а значит, рассказчик и автор - разные люди. Рассказчик выдуман автором, это персонаж! Повествование ведется от первого лица для того, чтобы произведение носило исповедальный характер, чтобы читатель глубже и острее прочувствовал сюжетные коллизии и нравственные метания героев. Запомните: смешивать автора и героя в текстах повествовательного типа нельзя! Тем более странно это смешение выглядит в вашем сочинении, где рассказчик поступил безнравственно, неужели вы действительно считаете, что это сделал сам автор?
Автор, описывая все тяжести войны, рассказывает, как решил украсть полбуханки хлеба.
Через несколько предложений вы пишете по-другому:
Но герой, преодолев себя и свой неутолимый голод, смог принять свою ошибку.
Так кто же все-таки совершил проступок - автор или герой? Надеюсь, вы сейчас поняли, насколько абсурдным выглядит ваш комментарий. Логическая ошибка - подмена лица - очень испортила впечатление от вашего текста.

Есть и другие логические ошибки, например, ложный вывод вот здесь:
Я согласен с позицией автора. Ошибки лишь закаляют человека. Сделав ошибку один раз, человек не совершит ее вновь.
Если выделенное синим предложение можно считать вашим тезисом, то выделенное красным - ничем не обоснованный, ложный вывод. Это утверждение невозможно доказать, оно не соответствует действительности.

В комментарии вы нечетко показали ход мысли автора. Благодаря чему читатель понимает, что герой понял свою ошибку и раскаялся в содеянном? Как он пытался искупить вину? Вы ничего не пишете об этом, ограничиваясь "водянистыми" фразами вроде "поменял свое отношение"... Мало конкретики, мало анализа, много переливания из пустого в порожнее, повторения одних и тех же мыслей.
Осознание своей вины позволило автору переосмыслить свое отношение на многие вещи, он понял, что война никогда не сможет оправдать столь жалкий поступок, который он совершил. Этот случай, определенно, сделал его сильнее.
Почему? Как это проявилось? Выделенное красным цветом выпадает из логики предыдущего рассуждения, требует пояснений.

К другим ошибкам.

Пунктуация:
Этот случай, определенно, сделал его сильнее.
Обособления не требуется.


Грамматика:
Именно над этой проблемой рассуждает В.Ф.Тендряков в своем тексте.
Рассуждать НАД проблемой нельзя, можно О проблеме.
Осознание своей вины позволило автору переосмыслить свое отношение на многие вещи, он понял, что война никогда не сможет оправдать столь жалкий поступок, который он совершил.
Отношение не может быть НА вещи, может быть К вещам.
Яркий пример долгого пути осмысления своей ошибки можно найти в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказания».
Роман называется "ПреступлениЕ и наказаниЕ".

Нарушения точности выражения мысли:
В этом он убедился уже на войне. Раскрывая проблему, В.Ф.Тендряков повествует о необычном случае, который очень сильно повлиял на него и заставил задуматься о важности принятия своих ошибок.
Но герой, преодолев себя и свой неутолимый голод, смог принять свою ошибку.
Непонятно. что в данном контексте означает слово "принятие". Я могу принимать свои ошибки и смиряться с ними. Как это поможет мне не допускать их вновь?

Речь:
Осознание своей вины позволило автору переосмыслить свое отношение на многие вещи, он понял, что война никогда не сможет оправдать столь жалкий поступок, который он совершил.
Повторы, лишние слова.
Осознавая то, что совершил, человек начинает по-другому смотреть на этот мир, он становится лучше, сильнее.
Кто становится лучше, сильнее? Мир? Или человек? Ошибка в употреблении местоимений.
Но затем последовал долгий и мучительный путь искупления героя
может быть искупление вины, но не искупление героя - эти слова не сочетаются друг с другом.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку