Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения людей на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



17.02.2020 19:55:14
Автор: инсанат шемшединова

Здравствуйте,уважаемая Елена Петровна!
Под этим ником вам на проверку отправляются сочинения абсолютно разных учеников.Безусловно,каждое ваше замечание нам очень ценно!Благодаря вам ,мы учимся писать самостоятельно и исправляем наши ошибки.Спасибо вам за ваш труд!

Как люди могут проявлять себя на войне ?Именно проблему поведения людей на войне поднимает в своем тексте Г.Я.Бакланов.
Раскрывая данную проблему ,автор рассказывает о солдате Долговушине ,который оказался совсем бестолковым в военном деле и  особо не стремился исправиться, и, когда старшина Пономарев взялся за его обучение ,он очень боялся оказаться  потом на пехоте.А во время  неожиданной бомбежки в тылу немцами,он бросился бежать и выжил благодаря своему старшине ,а потом даже не попытался спасти его ,когда тот погибал.Этот случай он обернул в свою пользу ,солгав всем ,что он героически воевал и пытался помочь Пономареву.Этот пример показывает ,что Долговушин был одним из тех людей на войне ,которые думали  только о своем спасении ,не проявляли себя патриотами и совсем не знали ,что значит благодарность и нравственный долг на войне.На протяжении повествования ,автор противопоставляет Долговушину его старшину Пономарева,который хотел воспитать из него настоящего солдата,так как не верил в его бестолковость.А во время нападения немцев ,он прежде всего заботился о жизни Долговушина даже тогда ,когда был сам ранен.Именно он посоветовал ему ползти вправо ,чтобы спастись и очень обрадовался ,когда тот услышал его и последовал его совету .Только потом он подумал о сохранении своей жизни ,но так и не смог спастись,так как спасенный им солдат не поспешил к нему   на помощь.Старшина Пономарев -является ярким примером проявления патриотизма и героизма на войне , так как он готов был забыть о себе ради одного своего солдата ,ради спасения его жизни ,хотя в конце и не был отблагодарен им ,а наоборот стал жертвой его предательства.
Приведенные примеры ,дополняя друга,позволяют понять ,что солдат Долговушин и старшина Пономарев являются полной противоположностью друг друга,ведь если Пономарев готов на войне пожертвовать всем и даже своей жизнью ради одного солдата и не бежит от опасностей ,то Долговушин труслив и готов на все ради спасения своей жизни .
Авторская позиция в данном тексте ясна :люди проявляют себя на войне по -разному .Некоторые полны патриотизма,благородства и самоотверженности ,а другие же бегут от опасностей ,не хотят воевать  ради Родины и способны на предательство ради  собственного спасения.
С данной позицией трудно не согласиться .В минуты опасности и риска люди проявляют свою настоящую сущность и способны либо на подвиг и сохранения своей человечности ,либо на предательство и подлость.Можно привести пример из повести В.Быкова "Сотников",в котором противопоставлены друг другу два солдата,Сотников и Рыбак.Сотников ,которого автор с самого начала описывал как молчаливого ,безучастного и болезненного юношу ,в конце предстал перед нами ,как герой ,который не только не предал Родину в плену у врагов ,но даже пытался спасти ценой своей жизни своего товарища, Рыбака.А он в свою очередь в минуту опасности перешел на сторону врага ,оказался предателем и трусом ,а также участвовал в казни своего бывшего друга, Сотникова.
В заключение хочется сказать ,что война испытывает каждого  человека по -разному ,и ведут люди себя в ней  тоже по -разному:ведь для тех ,кому не страшна смерть, могут стать жертвой предательства ,а те ,кто боится смерти ,могут запросто предать .
Количество слов - 532

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Инсанат!

Хорошо, что вы уточнили, что посылаете разные сочинения под одним ником, теперь я буду это знать. Но все же мне удобно как-то обращаться к пишущему, поэтому буду использовать этот ник для общего обращения.

В данном сочинении соблюдаются почти все требования. Видно, что автор осмысленно подходит к написанию эссе, старается выдержат текст в соответствии с критериями. Мое замечание касается объема: рекомендуемое количество слов превышено в четыре раза, это плохо. Увеличение объема ведет к увеличению ошибок, а значит - к потере баллов, помните об этом.

Например, комментарии следует сократить как минимум в два раза. Достаточно показать один яркий эпизод или сжато изложить эпизод в одном предложении, а потом прокомментировать, пояснить этот эпизод.

Второе замечание: необходимо разделять примеры по абзацам. Один пример + пояснение = один абзац, второй пример + пояснение = второй абзац. У вас пока все слеплено к кучу, комментарии пространные, от сюда перекос композиции, текст становится непропорциональным, что затрудняет его восприятие.

Теперь по взаимосвязи между примерами. Сначала вы пишете:
На протяжении повествования ,автор противопоставляет Долговушину его старшину Пономарева
А потом вдруг:
Приведенные примеры ,дополняя друга,позволяют понять ,что солдат Долговушин и
Как же понять, какова взаимосвязь между примерами - противопоставление или сопоставление (дополнение)? Очевидно, что эпизоды противопоставлены, тогда зачем писать, что они дополняют друг друга? Эта неточность лишает вас одного балла по критерию К2.

По содержательной части сочинения больше замечаний нет. Переходим к другим ошибкам.

Пунктуация:
.А во время нападения немцев ,он прежде всего заботился о жизни Долговушина даже тогда ,когда был сам ранен.
Лишняя запятая.
.Именно он посоветовал ему ползти вправо ,чтобы спастись ЗПТ и очень обрадовался ,когда тот услышал его и последовал его совету .
Пропущена запятая после придаточной части.
.Старшина Пономарев -является ярким примером проявления патриотизма и героизма на войне , так как он готов был забыть о себе ради одного своего солдата ,ради спасения его жизни ,хотя в конце и не был отблагодарен им ,а наоборот стал жертвой его предательства.
Наоборот - вводное слово; тире не нужно в этом предложении.
Сотников и Рыбак.Сотников ,которого автор с самого начала описывал как молчаливого ,безучастного и болезненного юношу ,в конце предстал перед нами ,как герой ,который не только не предал Родину в плену у врагов ,но даже пытался спасти ценой своей жизни своего товарища,
Запятая перед КАК не нужна.
А он в свою очередь в минуту опасности перешел на сторону врага ,оказался предателем и трусом ,а также участвовал в казни своего бывшего друга,
Вводное сочетание

Грамматика:
Раскрывая данную проблему ,автор рассказывает о солдате Долговушине ,который оказался совсем бестолковым в военном деле и  особо не стремился исправиться, и, когда старшина Пономарев взялся за его обучение ,он очень боялся оказаться  потом на пехоте.
правильно: оказаться В пехоте.
.В минуты опасности и риска люди проявляют свою настоящую сущность и способны либо на подвиг и сохранения своей человечности ,либо на предательство и подлость.
подвиг и сохранениЕ
В заключение хочется сказать ,что война испытывает каждого  человека по -разному ,и ведут люди себя в ней  тоже по -разному:ведь для тех ,кому не страшна смерть, могут стать жертвой предательства ,а те ,кто боится смерти ,могут запросто предать .
Нарушение построения сложноподчиненного предложения: для тех, кому не страшна..., могут стать....

Речь:
Раскрывая данную проблему ,автор рассказывает о солдате Долговушине ,который оказался совсем бестолковым в военном деле и  особо не стремился исправиться, и, когда старшина Пономарев взялся за его обучение ,он очень боялся оказаться  потом на пехоте.
Он - старшина или Долговушин? Непонятно. Ошибка, связанная с некорректным употреблением местоимений.
А во время  неожиданной бомбежки в тылу немцами,он бросился бежать и выжил благодаря своему старшине ,а потом даже не попытался спасти его ,когда тот погибал.
Однообразие конструкций - нельзя в одном предложении дважды использовать союз А. Бомбежка в тылу немцами - несочетаемость, слово "немцами" лишнее, и так понятно, что тыл не будут бомбить свои.
Этот пример показывает ,что Долговушин был одним из тех людей на войне ,которые думали  только о своем спасении ,не проявляли себя патриотами и совсем не знали ,что значит благодарность и нравственный долг на войне.
правильно: не проявляли патриотизм.
.Именно он посоветовал ему ползти вправо ,чтобы спастись и очень обрадовался ,когда тот услышал его и последовал его совету .
Ошибка в употреблении местоимений.
.Старшина Пономарев -является ярким примером проявления патриотизма и героизма на войне , так как он готов был забыть о себе ради одного своего солдата ,ради спасения его жизни ,хотя в конце и не был отблагодарен им ,а наоборот стал жертвой его предательства.
не был отблагодарен - речевая ошибка. Правильно: не получил благодарности.
Приведенные примеры ,дополняя друга,позволяют понять ,что солдат Долговушин и старшина Пономарев являются полной противоположностью друг друга,ведь если Пономарев готов на войне пожертвовать всем и даже своей жизнью ради одного солдата и не бежит от опасностей ,то Долговушин труслив и готов на все ради спасения своей жизни .
Повторы, неудачные конструкции.
Сотников и Рыбак.Сотников ,которого автор с самого начала описывал как молчаливого ,безучастного и болезненного юношу ,в конце предстал перед нами ,как герой ,который не только не предал Родину в плену у врагов ,но даже пытался спасти ценой своей жизни своего товарища,
Плеоназм. В плену у друзей быть нельзя. Повторы.
В заключение хочется сказать ,что война испытывает каждого  человека по -разному ,и ведут люди себя в ней  тоже по -разному:ведь для тех ,кому не страшна смерть, могут стать жертвой предательства ,а те ,кто боится смерти ,могут запросто предать .
в ней - в чем? в войне? Так не говорят, нельзя вести себя в войне. Речевая ошибка.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку