Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Каковы основные черты "святой лжи"?
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Рассуждая об этой теме, автор приводит два взаимодополняющих примера.
Так, в предложениях 25-29 писатель повествует о том, как Семенюта лжет своей матери.Но главный герой делает это из благородных побуждений.Он не хочет беспокоить и расстраивать ее информацией о своем бедственном положении, о чем говорится в предложении 40.Этим примером Куприн пытается показать, что "святая" ложь обязательно должна быть во благо.
Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда, и "это острое место всегда будет осторожно обходиться".Из данного примера читатель может понять,что ложь во благо должна деликатно умалчиваться.
По мнению автора, "святая" ложь обязана иметь за собой благородные цели, а разговоры о ней следует аккуратно обходить стороной.
Мне близка позиция автора.Я считаю, что в некоторых ситуациях "святая ложь"-это необходимость.Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа.Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что "святая" ложь должна умалчиваться и идти от чистого сердца.
Литературный текст требует более вдумчивого, глубокого анализа. Вы к тексту подошли формально, не попытавшись тщательно разобраться в нем. Поэтому ваше сочинение выглядит слабым, поверхностным.
Вы верно определили ключевую тему текста, однако проблемный вопрос сформулировали неудачно. В правильном проблемном вопросе должен содержаться оценочный, моральный аспект. Этот же аспект должен раскрываться и в позиции автора, и в вашей позиции по проблеме. Для того чтобы отразить этот аспект, рекомендуется в вопросе использовать модальные конструкции - должен, нужно и т.п. Можно ли лгать близким? Вот такой вопрос по-настоящему проблемный. А ваш вопрос - каковы черты "святой лжи" - не содержит ни оценки, ни морали, это просто толкование понятия "святая ложь", понятия, которое всем известно, и его отличительные черты не являются проблемными аспектами.
Чтобы вы поняли лучше мою мысль, приведу один из любимых моих примеров про сахар. Если вы пишете сочинение про сахар, то проблемным вопросом будет такой: Можно ли есть много сахара? Должны ли люди ограничивать сахар в рационе? А не такой: каковы основные черты сахара, отличающие его от соли?
Из-за неудачного проблемного вопроса рушится вся логика сочинения.
Посмотрите, что получается в комментарии.
Так, в предложениях 25-29 писатель повествует о том, как Семенюта лжет своей матери.Но главный герой делает это из благородных побуждений.Он не хочет беспокоить и расстраивать ее информацией о своем бедственном положении, о чем говорится в предложении 40.Этим примером Куприн пытается показать, что "святая" ложь обязательно должна быть во благо. |
Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда, и "это острое место всегда будет осторожно обходиться".Из данного примера читатель может понять,что ложь во благо должна деликатно умалчиваться. |
В своем тезисе вы уходите от заявленной темы:
Мне близка позиция автора.Я считаю, что в некоторых ситуациях "святая ложь"-это необходимость. |
Ну, а пример ваш, извините, совсем странный:
Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа.Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей. |
К другим ошибкам.
Рассуждая об этой теме, автор приводит два взаимодополняющих примера. |
Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда |
По мнению автора, "святая" ложь обязана иметь за собой благородные цели |
Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа. |
Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей. |
что "святая" ложь должна умалчиваться и идти от чистого сердца. |