Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каковы основные черты "святой лжи"?

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
17.02.2020 00:11:46
Автор: Олег Заплатин

         Каковы основные черты "святой лжи"?Именно этой проблеме посвящен предложенный для анализа текст А. И. Куприна.
         Рассуждая об этой теме, автор приводит два взаимодополняющих примера.
         Так, в предложениях 25-29 писатель повествует о том, как Семенюта лжет своей матери.Но главный герой делает это из благородных побуждений.Он не хочет беспокоить и расстраивать ее информацией о своем бедственном положении, о чем говорится в предложении 40.Этим примером Куприн пытается показать, что "святая" ложь обязательно должна быть во благо.
         Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда, и "это острое место всегда будет осторожно обходиться".Из данного примера читатель может понять,что ложь во благо должна деликатно умалчиваться.
         По мнению автора, "святая" ложь обязана иметь за собой благородные цели, а разговоры о ней следует аккуратно обходить стороной.
         Мне близка позиция автора.Я считаю, что в некоторых ситуациях "святая ложь"-это необходимость.Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа.Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей.
          Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что "святая" ложь должна умалчиваться и идти от чистого сердца.

Количество слов - 194

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Олег!

Литературный текст требует более вдумчивого, глубокого анализа. Вы к тексту подошли формально, не попытавшись тщательно разобраться в нем. Поэтому ваше сочинение выглядит слабым, поверхностным.

Вы верно определили ключевую тему текста, однако проблемный вопрос сформулировали неудачно. В правильном проблемном вопросе должен содержаться оценочный, моральный аспект. Этот же аспект должен раскрываться и в позиции автора, и в вашей позиции по проблеме. Для того чтобы отразить этот аспект, рекомендуется в вопросе использовать модальные конструкции - должен, нужно и т.п. Можно ли лгать близким? Вот такой вопрос по-настоящему проблемный. А ваш вопрос - каковы черты "святой лжи" - не содержит ни оценки, ни морали, это просто толкование понятия "святая ложь", понятия, которое всем известно, и его отличительные черты не являются проблемными аспектами.

Чтобы вы поняли лучше мою мысль, приведу один из любимых моих примеров про сахар. Если вы пишете сочинение про сахар, то проблемным вопросом будет такой: Можно ли есть много сахара? Должны ли люди ограничивать сахар в рационе? А не такой: каковы основные черты сахара, отличающие его от соли?

Из-за неудачного проблемного вопроса рушится вся логика сочинения.

Посмотрите, что получается в комментарии.
 Так, в предложениях 25-29 писатель повествует о том, как Семенюта лжет своей матери.Но главный герой делает это из благородных побуждений.Он не хочет беспокоить и расстраивать ее информацией о своем бедственном положении, о чем говорится в предложении 40.Этим примером Куприн пытается показать, что "святая" ложь обязательно должна быть во благо.
В этом примере говорится о ЧАСТНОМ случае святой лжи, там не сказано, что это обязательное условие. Вы делаете необоснованный вывод.
Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда, и "это острое место всегда будет осторожно обходиться".Из данного примера читатель может понять,что ложь во благо должна деликатно умалчиваться.
Опять непонятно, откуда взялось именно такое толкование примера. Речь идет всего лишь об одной семейной ситуации, обобщение в данном случае неоправданно. Не ясен ваш акцент: вы оправдываете Семенюту и его мать или осуждаете их поведение. Вы не чувствуете моральной оценки автора, не высказываете свою оценку.

В своем тезисе вы уходите от заявленной темы:
 Мне близка позиция автора.Я считаю, что в некоторых ситуациях "святая ложь"-это необходимость.
Вы здесь отвечаете на другой вопрос - бывают ли ситуации, когда необходимо солгать? Согласитесь, это уже не ответ на вопрос о чертах лжи. Вот как неправильный вопрос мешает строить рассуждение.

Ну, а пример ваш, извините, совсем странный:
Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа.Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей.
Если жена молчит, то в чем же тогда ложь? Ложь - это все-таки вербальный акт, намеренное искажение истины. Другое дело, что жена может обманывать саму себя, делая вид, что ничего не происходит. Вопрос - благородные ли цели у такой лжи, будут ли дети счастливы, чувствуя постоянное напряжение и нездоровую атмосферу...

К другим ошибкам.
Рассуждая об этой теме, автор приводит два взаимодополняющих примера.
Рассуждать НА тему - так правильно. Но лучше слово "тема" вообще не использовать в сочинении формата ЕГЭ.
Далее в предложениях 51-52 автор подчеркивает, что, хоть оба и знают правду, друг другу в этом они не признаются никогда
Непонятно, на кого указывает числительное ОБА (мать и сын упоминались очень давно).
По мнению автора, "святая" ложь обязана иметь за собой благородные цели
иметь за собой цели - ошибка. Правильно: допуская "святую ложь", человек должен ставить перед собой благородные цели.
Ярким примером такой ситуации является скрывание женой того, что она знает об измене мужа.
Такого слова нет в русском языке. Правильно: сокрытие.
Эта жертва необходима ради счастливого детства их детей.
Тавтология.
что "святая" ложь должна умалчиваться и идти от чистого сердца.
Вывод нелогичный. Ложь не может умалчиваться. Ложь НЕ МОЖЕТ идти от чистого сердца, даже святая любая. Это все равно ложь!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку