ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отрицательные качества человека на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



13.02.2020 14:11:50
Автор: Евгения Сваева

    Война подарила нам героев, великих полководцев и отчаянных храбрецов. Война возложила на нас обязанность всегда, вечно помнить их подвиги. Война показала, что люди способны на невероятный героизм, раскрыла перед нами лучшие их качества. Но только их ли? В каждом ли человеке раскрылись тогда жертвенность, желание защитить Родину любой ценой? Или же нашлась в ком-то слабость, трусость, даже готовность на предательство?
    С самого начала повествования видны эти качества в Долговушине, главном герое текста Г. Бакланова. Он пассивен, слаб, «бестолков», как характеризуют героя достаточно его узнавшие. Поэтому так удивляется ещё один из героев, Назаров, услышав о проявленной Долговушиным храбрости, о перестрелке с немцами, из которой он едва вышел живым. Поэтому с таким уважением Назаров думает о нём, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, которого до этого считал двуличным.
    Тем тяжелее узнавать эти мысли Назарова читателю, уже знающему истинное лицо Долговушина. Нет, не храбрость он проявил тогда, при столкновении с фашистами, не отстреливался отчаянно, не тащил мёртвого старшину, отказываясь отдать в руки врага. Нет, он лишь малодушно сбежал при первом же знаке опасности, оставив старшину в одиночестве, почти что отняв у него шанс выжить.
    Тем ужаснее осознавать то, что пытается донести до нас автор: даже на войне находится место трусости и предательству, бессовестной лживости. И они так часто остаются безнаказанными.
    Такой неожиданной, сюрреалистичной становится эта мысль. Ведь не должен человек в то время, когда весь мир стоит на кону, ставить всего одну, свою собственную жизнь выше всех остальных. Не должен поддаваться страху, не должен проявлять трусость, не должен... Но такова реальность, и даже в самых тяжёлых ситуациях люди не всегда готовы выполнять свой долг. Поэтому, правда, даже на войне находится место отрицательным человеческим качествам. Хотя много, к счастью, и светлых. И только за эту мысль приходится держаться нам, новым поколениям. Пусть готовы нанести удар в спину такие, как Долговушин. Но пока есть на свете и настоящие герои, будет шанс у мира, и будет стоять земля русская.
Количество слов - 312

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Евгения!

Меня, как всегда, порадовало ваше сочинение. Приятно читать работы, в которых глубокие и нетривиальные мысли выражаются грамотным, образным и точным языком. Вы блестяще владеете нормами речи, молодец!

Однако в этом сочинении допущены ошибки, обратите на них внимание.
(1)Война подарила нам героев, великих полководцев и отчаянных храбрецов. (2)Война возложила на нас обязанность всегда, вечно помнить их подвиги. (3)Война показала, что люди способны на невероятный героизм, раскрыла перед нами лучшие их качества. (4)Но только их ли? (5)В каждом ли человеке раскрылись тогда жертвенность, желание защитить Родину любой ценой? (6) Или же нашлась в ком-то слабость, трусость, даже готовность на предательство?
Предложение, выделенное зеленым цветом, на мой взгляд, является выпадающим из цепи рассуждения. Вы строите мысль о героических личностях, эта мысль развивается в (3) предложении, а во втором содержится иная мысль - об обязанности помнить таких людей. Это второе предложение разрывает связь между первым и третьим, мешает развивать мысль из первого предложения.

(4)предложение содержит грамматический недочет. Это местоимение ИХ, которое только что у вас было в (3) предложении, там оно было притяжательным: лучшие (чьи?) ИХ качества. А в (4) предложении это же слово можно посчитать личным местоимением ОНИ в форме В.п., отнеся это местоимение к слову качества. Такая грамматическая двусмысленность нежелательна, стиль портится от этого. И порядок слов неудачный, лучше: но только ли их?

(5) предложение содержит банальный вопрос, подразумевающий однозначный ответ, доказать, однако, который не представляется возможным. Это вызвано употреблением в вопросе слова каждый. Задавая вопрос с таким словом, вы рискуете угодить в логическую ловушку: отвечая "каждый", вы не сможете этого доказать, отвечая "не каждый" сделаете вопрос банальным, т.к. ответ на него очевиден. Например, вы формулируете вопрос так: каждый ли человек заботится о родителях? Если на этот вопрос ответить "да" - это будет ложное, недоказуемое утверждение. Если ответить "нет" - вопрос теряет смысл, становясь очевидным. В общем, не нужно формулировать таким образом проблемные вопросы, которые вы ставите во главу рассуждения.

Я бы сделала так:
Война подарила нам героев, великих полководцев и отчаянных храбрецов, показала, что люди способны на невероятный героизм, воплощая лучшие нравственные качества. Но далеко не каждый человек сумел проявить в те годы жертвенность, желание защитить Родину любой ценой. Были и те, кто в критические моменты демонстрировал слабость, трусость, даже готовность на предательство. Допустимо ли такое поведение на войне? Об этом рассуждает Г.Бакланов в предложенном тексте.
Евгения, вы в этом сочинении немного отошли от заданных параметров работы. Требуется четко обозначить проблему исходного текста, у вас же она выражена невнятно. Вопросы, которые вы сформулировали, проблемными назвать нельзя, поскольку они предполагают однозначный ответ, а такого не должно быть, если проблемный вопрос сформулирован верно.

В позиции автора обозначен иной аспект проблемы - вы начинаете говорить о безнаказанности трусов на войне. Это новый виток мысли, он никак не иллюстрируется вами в комментарии, а потому в позиции автора выглядит нелогично.

В позиции автора не хватает оценки поведения персонажа, не хватает морального суждения, показывающего, что автор считает поведение труса неприемлемым, аморальным, недопустимым.

То, что нужно было отразить в позиции автора, вы отразили в собственном тезисе:
Ведь не должен человек в то время, когда весь мир стоит на кону, ставить всего одну, свою собственную жизнь выше всех остальных. Не должен поддаваться страху, не должен проявлять трусость, не должен...
Вот она - моральная оценка! Вот он - ответ на проблемный вопрос! Желательно, чтобы эта мысль звучала в позиции автора.

В комментарии вы косвенно указали на смысловую взаимосвязь между примерами-иллюстрациями. Я усматриваю эту взаимосвязь в словах "поэтому так удивляется...", "поэтому с таким уважением...". Эта связь называется "указание на следствие", и за нее можно поставить 1 балл. Но эксперт, который будет проверять вашу работу в общем потоке, в режиме цейтнота и перегрузок, возможно, не захочет "копаться", выискивая эту смысловую взаимосвязь. Поэтому я советую вам подстраховаться, показав взаимосвязь четко, в отдельном абзаце или предложении. Наша цель - набрать баллы, помните об этом.

Можно придраться и к аргументации собственного тезиса по проблеме. Вы выразили свое отношение к позиции автора по заявленной проблеме, сформулировали генеральный тезис, но не обосновали его. Обоснованием считается ряд суждений, подтверждающих основную мысль. Эти суждения должны содержать конкретные примеры - логические. иллюстративные, ссылки на авторитеты.  Поищем эти суждения в вашем тексте:
(1)Ведь не должен человек в то время, когда весь мир стоит на кону, ставить всего одну, свою собственную жизнь выше всех остальных. (2)Не должен поддаваться страху, не должен проявлять трусость, не должен... (3)Но такова реальность, и даже в самых тяжёлых ситуациях люди не всегда готовы выполнять свой долг. (4)Поэтому, правда, даже на войне находится место отрицательным человеческим качествам. (5)Хотя много, к счастью, и светлых. (6)И только за эту мысль приходится держаться нам, новым поколениям. (7)Пусть готовы нанести удар в спину такие, как Долговушин. (8)Но пока есть на свете и настоящие герои, будет шанс у мира, и будет стоять земля русская.
Красным цветом выделен ваш генеральный тезис. Зеленым - контраргумент, довод к тезису. И вот к нему-то и нужно было привести конкретный пример! Потому что дальше, с (5) предложения, начинается заключительная часть, некий оптимистичный вывод ко всему сочинению. Вы использовали здесь прием кольцевой композиции, вернув читателя к началу своего текста. Это удачный прием, но это не пример к тезису.


Евгения, чтобы было легче набрать нужные баллы на ЕГЭ, придется вместить свой текст в рамки критериев, так вы существенно упростите задачу проверяющего эксперта. Я понимаю, что вам как человеку пишущему, человеку творческому сделать это нелегко, но таковы правила игры. Просто воспринимайте это сочинение как обычное упражнение, а не как возможность выразить себя в тексте. Поскольку с грамотностью и речью у вас все в порядке, вы спокойно наберете максимальный балл, если не будете уходить от заданной структуры.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку