Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как должен поступить человек, оказавшись в трудной ситуации: думать о себе или прийти на помощь тем, кому тоже плохо?

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



05.02.2020 08:39:06
Автор: Дарья Полищук

Как должен поступить человек, оказавшись в трудной ситуации: думать о себе или прийти на помощь тем, кому тоже плохо? Над этим важным вопросом размышляет писатель Г.Я. Бакланов.
    Рассуждая о проблеме, автор противопоставляет поведение двух людей во время Великой Отечественной войны - повозочного Долговушина и старшины Пономарёва, который, стараясь перевоспитать «безропотного», «молчаливо-старательного» бойца, повел его на наблюдательный пункт. Долговушин, увидев немца, «обмер» и бросился бежать, оставив погибать старшину и даже не попытавшись спасти товарища. Поведением героя текста писатель показывает его трусость и никчемность как солдата  и как человека.
   Пономарев, которого сбили с ног, всячески пытается выручить трусливого повозочного. Старшина стреляет в немца, чтобы Долговушин смог уйти. Используя ряд восклицательных предложений и лексический повтор («Правей, правей ползи!», «Правей, бери, правей!»,  «Там скат!»), Г. Я. Бакланов демонстрирует поведение настоящего солдата, который, не думая о спасении собственной жизни, всеми силами пытается спасти жизнь боевому товарищу.
    Позиция автора ясна. Он считает, что, находясь в сложной ситуации, нельзя думать только о себе, нужно помнить о других и во что бы то ни стало выручать их.
    Я согласна с мнением писателя. На мой взгляд, в непростых обстоятельствах человек должен заглушить эгоизм и стараться помогать тем, кому, возможно, эта помощь нужнее.
    Чтобы доказать свою мысль, обращусь к опыту русской классической литературы. Федот, сын героини поэмы Н.А.Некрасова Матрёны Тимофеевны Корчагиной, пожалел голодную кормящую волчицу и отдал ей мертвую овцу. За это староста хотел проучить ребенка поркой, но мать не дала этого сделать, отдав себя на избиение плетью. Безусловно, в этом поступке проявляется желание матери спасти от боли и страданий сына.
   Итак, каждому из нас необходимо учиться человеколюбию и милосердию.

  
Количество слов - 268

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Дарья!

Благодарю вас за качественное сочинение. Оно может служить образцом для выпускников: рассуждение выстроено четко и логично, ничего лишнего, речь эмоциональна и образна, примеры приведены удачно и прокомментированы развернуто, смысловая взаимосвязь определена верно, собственная точка зрения сопровождается убедительной аргументацией.

Мои замечания касаются грамматических и речевых норм.

Вот первая - грамматическая - ошибка.
Рассуждая о проблеме, автор противопоставляет поведение двух людей во время Великой Отечественной войны
Существительное люди не сочетается с числительными. Такое сочетание возможно лишь в случае, если перед словом люди стоит прилагательное или причастие: с двумя молодыми людьми. В вашем случае можно было бы сказать "двух солдат".

Вот вторая - речевая шероховатость:
Поведением героя текста писатель показывает его трусость и никчемность как солдата  и как человека.
Здесь, на мой взгляд, неудачно употреблено местоимение ЕГО. Оно может указывать на писателя, текст, героя и поведение. Такая конструкция нежелательна. Вообще, герой текста - странное сочетание. Может, сделать так: "Писатель, изображая поведение Долговушина, показывает его трусость ..."

Дарья, еще советую, говоря о поступках персонажей, использовать глаголы в прошедшем времени: Пономарев, которого сбили с ног, всячески пытался выручить трусливого повозочного. Старшина стрелял в немца, чтобы Долговушин смог уйти.
А когда говорите об авторе, используйте формы настоящего времени. Так стиль рассуждения станет более гладким.

Больше замечаний нет.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку