Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

пр. Поддержки в трудные жизненные ситуации.

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


26.01.2020 23:47:22
Автор: Валерий Федосов

Какую роль в жизни человека играют близкие люди? На этот и другие вопросы отвечает В. П. Астафьев в своем тексте, посвященном проблеме поддержки в трудные жизненные ситуации.
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор ведет повествование от лица рассказчика, который узнает о жизни Степана Творогова. Степану оторвало руки на шахте, когда ему было девятнадцать лет. После трагедии он разочаровался в жизни, но ему помогла его жена. Она “каждую ночь приходила под его окно”. Именно эти встречи помогли главному герою не пасть духом, и понять, насколько дорога ему жизнь. Этот пример приводит нас к мысли, что поддержка близких людей помогает найти выход из жизненных трудностей. После выписки Степан не знал, что будет дальше и что делать. Но руки Надежды “четырьмя сделались” и все держится на ней. Без нее, Степан “так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы…под стол”. Этим примером писатель хотел показать, насколько важна поддержка близкого человека.
Оба этих примера противопоставлены друг другу. Они указывают на то, как сильно влияет на человека поддержка близких людей.
В. П. Астафьев пытается донести до читателя мысль о том, что поддержка близких людей обладает неимоверной силой, которая помогает в первую очередь поверить в себя.
Я полностью разделяю позицию автора. Есть в жизни каждого ситуации, в которых без поддержки близких людей не обойтись.
Данная проблема поднимается в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Когда с Родионом случается беда, мать и сестра не отворачиваются от него и не перестают отсылать деньги, хотя сами находятся в бедственном положении.
Прочитав этот текст, становится понятно, что поддержка близких людей играет большую роль в жизни каждого.
Количество слов - 263

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Валерий!

У вас получилось неплохое сочинение, особенно удачно удалось выполнить комментарий. Рекомендую разделять примеры по абзацам, не лепить два примера в один абзац.

Мои замечания касаются взаимосвязи между приведенными примерами. Вы указываете, что примеры противопоставлены друг другу, но это не так. Из вашего рассуждения следует, что примеры сопоставлены, то есть дополняют друг друга.

Обратите внимание и на другие недочеты.

Грамматика:
На этот и другие вопросы отвечает В. П. Астафьев в своем тексте, посвященном проблеме поддержки в трудные жизненные ситуации.
Ошибка управления. Правильно: поддержки в трудных жизненных ситуациях.
Прочитав этот текст, становится понятно, что поддержка близких людей играет большую роль в жизни каждого.
Ошибка в предложении с деепричастным оборотом. При безличном сказуемом не может быть деепричастия.


Пунктуация:
Именно эти встречи помогли главному герою не пасть духом, и понять, насколько дорога ему жизнь.
Лишняя запятая.
Но руки Надежды “четырьмя сделались” ЗПТ и все держится на ней.
Не хватает запятой на границе основ.
Без нее, Степан “так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы…под стол”.
Лишняя запятая.

Речь:
повторы:
Без нее, Степан “так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы…под стол”. Этим примером писатель хотел показать, насколько важна поддержка близкого человека.
Оба этих примера противопоставлены друг другу. Они указывают на то, как сильно влияет на человека поддержка близких людей.
В. П. Астафьев пытается донести до читателя мысль о том, что поддержка близких людей обладает неимоверной силой, которая помогает в первую очередь поверить в себя.
Три раза подряд повторяете одно и то же.
Когда с Родионом случается беда, мать и сестра не отворачиваются от него и не перестают отсылать деньги, хотя сами находятся в бедственном положении.
Постарайтесь, говоря о персонажах, использовать формы прошедшего времени.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку