Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема любви человека к матери

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
26.01.2020 23:42:06
Автор: инсанат шемшединова

На что способен человек ради счастья матери?Именно проблему отношения и любви человека к матери поднимает в своем тексте А.Куприн.
Раскрывая данную проблему ,автор рассказывает об Иване Семенюте,которого лишили работы из- за незаслуженной клеветы . Он   три года жил в нищете и  только на праздники  приводил себя в  порядок любой ценой ,даже путем унижений,чтобы навестить свою маму ,которая ждала его каждый раз с трепетом и любовью.(пред  5-14)Герой рассказа ,будучи в тяжелом финансовом положении,на праздники всегда находил способ привести себя в порядок,чтобы навестить свою маму ,которая радовалась его приходу.Продолжая повествование ,автор говорит о том ,что герой рассказа врал своей маме о своем образе жизни ,не говорил о своем плачевном состоянии и сочинял сказки про высокооплачиваемую работу ,хороших друзей и  приобретении в ближайшем будущем общего дома для них двоих.Он притворялся как мог ,а его мать завораживала эта сказка ,хотя она догадывалась ,что он врет ,чтобы ее не огорчать(пред 30-40)Иван Семенюта не рассказывал своей матери о своей нищете и всякиий раз уверял ее в своей успешной работе и надежных друзьях, чтобы ее осчастливить ,хотя материнское сердце чувствовало что -то неладное .Приведенные примеры дополняя друг --друга ,позволяют понять ,что главный герой рассказа бережно относился к своей матери и к   ее чувствам,так как даже при своем плачевном материальном положении,он находил способ навещать ее и уверять  в том ,что у него все в жизни прекрасно.
Авторская позиция в данном тексте ясна:ради матери человек способен забыть обо всем ,включая свои беды и невзгоды, для того ,чтобы осчастливить ее любым путем. Такой человек не хочет и допускать мысли ,что может огорчить свою маму из -за своей не сложившейся жизни .
С данной позицией трудно не согласиться .Каждого человека связывает с матерью необычная ,чистая любовь ,основанная на вечном неоплачиваемом долге ребенка перед  своей матерью и безвозмездной любви матери к своему ребенку.Можно привести пример из произведения С.А .Есенина "Письмо матери",в котором писатель  нежно обращается к своей матери и убеждает ее в том ,что с ним все хорошо,так как та была обеспокоена из -за слухов ,ходивших о нем.Он не хотел ,чтобы из-за них его мать огорчалась ,поэтому уверял ее ,что все будет хорошо.
В заключение хочется сказать,что каждый человек с самого рождения связывается с матерью неразрывными и прочными связями ,и она  является для  каждого именно тем человеком ,ради которого можно без раздумий  забыть не только о себе и своих проблемах ,но и обо всем на свете.
Количество слов - 402

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Инсанат!

Видно, что вы изо всех сил пытаетесь улучшить свои тексты, уже не списываете, это хорошо!

Правильно сформулировать проблему пока не получается. Вопрос почти подходящий, а вот эта формулировка никуда не годится:
Именно проблему отношения и любви человека к матери поднимает в своем тексте А.Куприн.
В этой формулировке сразу несколько ошибок: любовь - это разновидность отношений, эти слова нельзя соединят в качестве однородных, все равно что сказать: цветные и синие банты. Отношение человека к матери - странная фраза, которая подразумевает, что мать - это не человек. И, наконец, проблема любви, равно как и проблема отношения - это не сочетающиеся по смыслу слова. Любовь либо есть, либо нет, проблема здесь отсутствует.

Инсанат, чтобы вам было легче, попробуйте использовать другую формулировку. Вот как нужно делать.

1) Нашли главную мысль, у вас она такая:
ради матери человек способен забыть обо всем ,включая свои беды и невзгоды, для того ,чтобы осчастливить ее любым путем.
2) Отредактировали эту мысль, сделали ее более точной и выразительной, добавили модальность (слова-помощники - нужно, можно, должен). Получится, например, так:
Нужно заботиться о душевном спокойствии своих матерей, даже если ради этого приходится лгать и притворяться.
3) Сформулировали проблемный вопрос таким образом, чтобы он идеально подходил к ответу. Используйте модальные помощники.
Нужно ли заботиться о душевном спокойствии матерей?
4) Связочная фраза: этот вопрос оказывается в центре внимания русского писателя  А.И. Куприна, автора предложенного для анализа текста.

Все. Никакого дублирования формулировок, никаких лирических отступлений. Попробуйте!

Теперь к комментарию. Инсанат, вы, к сожалению, так и не понимаете, чем отличается пересказ от пояснения. В вашем комментарии представлен пересказ! Только то, что напрямую указано в тексте. Вы не анализируете текст, не указываете авторскую оценку, авторские эмоции. Вы видите только текст, но не видите подтекст. С этим надо работать.

Ошибки.

Орфография:
Приведенные примеры дополняя друг --друга ,позволяют понять ,что главный герой рассказа бережно относился к своей матери и к   ее чувствам,так как даже при своем плачевном материальном положении,он находил способ навещать ее и уверять  в том ,что у него все в жизни прекрасно.
Правильно: друг друга.
Такой человек не хочет и допускать мысли ,что может огорчить свою маму из -за своей не сложившейся жизни .
Правильно: несложившейся.

Пунктуация:
Приведенные примеры ЗПТ дополняя друг --друга ,позволяют понять ,что главный герой рассказа бережно относился к своей матери и к   ее чувствам,так как даже при своем плачевном материальном положении,он находил способ навещать ее и уверять  в том ,что у него все в жизни прекрасно.
Лишняя запятая после слова положении, не хватает запятой перед деепричастным оборотом.



Речь:
Он   три года жил в нищете и  только на праздники  приводил себя в  порядок любой ценой ,даже путем унижений,чтобы навестить свою маму ,которая ждала его каждый раз с трепетом и любовью.
Мама - стилистически маркированное слово. Это значит, что оно неуместно в текстах публицистического стиля. Следует использовать слово мать - так же, как делает Куприн.

Повторы:
Он   три года жил в нищете и  только на праздники  приводил себя в  порядок любой ценой ,даже путем унижений,чтобы навестить свою маму ,которая ждала его каждый раз с трепетом и любовью.(пред  5-14)Герой рассказа ,будучи в тяжелом финансовом положении,на праздники всегда находил способ привести себя в порядок,чтобы навестить свою маму ,которая радовалась его приходу.
Некорректное употребление местоимений:
Он притворялся как мог ,а его мать завораживала эта сказка ,хотя она догадывалась ,что он врет ,чтобы ее не огорчать
Смешение паронимов:
Каждого человека связывает с матерью необычная ,чистая любовь ,основанная на вечном неоплачиваемом долге ребенка перед  своей матерью и безвозмездной любви матери к своему ребенку.
правильно: неоплатном.
В заключение хочется сказать,что каждый человек с самого рождения связывается с матерью неразрывными и прочными связями
Правильно: В заключение хочется сказать,что каждый человек с самого рождения связан с матерью неразрывными и прочными узами.
она  является для  каждого именно тем человеком ,ради которого можно без раздумий  забыть не только о себе и своих проблемах ,но и обо всем на свете.
Вряд ли мать захочет, чтобы ради нее ребенок "забыл обо всем на свете". Это выражение неуместно в данном контексте.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку