Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема стойкости духа

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


26.01.2020 18:39:37
Автор: Владлен Лесарев

   Что или кто помогает сохранить стойкость духа человека? Над данным вопросом заставляет задуматься своих читателей В.П.Астафьев в этом тексте.
   Автор обращает внимание на бедственное положение дел Степана Творогова, который остался без рук. Несмотря на трудный период в жизни, он всё же не замкнулся в своём несчастье, а наоборот, приспособился к этому:"Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке". Автор показывает, что герой не сломился после происшествия, а сохранил стойкость своего духа. Но с подобной бедой сложно справиться в одиночку. Та, кто помогла Степану окрепнуть, была его жена Надежда:"Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол". Любовь и поддержка жены помогли герою справиться с его недугом. Благодаря ей он не потерял стремление к жизни. Оба этих примера дополняют друг друга и доказывают, что стойкость духа зависит от желания жить и от того, ради кого хочется жить.
   Главная задача В.П.Астафьева - убедить читателя в том, что моральная поддержка помогает справиться с жизненными бедами, с которыми человек в одиночку бы не справился.
   Моя позиция полностью совпадает с авторской: помощь близких людей и сильная воля способны вернуть отчаявшемуся веру в "светлое будущее". В качестве аргумента вспомним историю Андрея Соколова в произведении Шолохова "Судьба человека". Автор повествует о патриотизме и непоколебимости духа героя, который пережил множество опасных ситуаций. Но, вернувшись с войны, он узнал, что лишился семьи. Справиться с этим несчастьем ему помог мальчик, которого он усыновил. Герой не отчаялся, его воля к жизни оставалась по-прежнему сильна, ведь у него был сын, который стал его новой семьёй.
   В заключение хочется отметить, что стойкость духа зависит от твёрдых убеждений и от тех, кто тебя окружает. Стремление к жизни становится сильнее, когда осознаёшь, что близкий для тебя человек поможет в трудную минуту.
Количество слов - 306

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Владлен!

У вас получилось довольно качественное сочинение. Вы хорошо выстроили комментарий, провели глубокий анализ исходного текста, привели убедительный аргумент в защиту собственной точки зрения по проблеме. Речь отличается выразительностью, разнообразием конструкций. Текст написан грамотно, логично.

Обратите внимание на некоторые рекомендации.

На мой взгляд, не вполне удачно построена связка "вопрос во вступлении" - "ответ в позиции автора". Посудите сами. Вопрос:
Что или кто помогает сохранить стойкость духа человека?
Ответ:
Главная задача В.П.Астафьева - убедить читателя в том, что моральная поддержка помогает справиться с жизненными бедами, с которыми человек в одиночку бы не справился.
Здесь ответ  присутствует, но он не полностью совпадает с вопросом. В ответе пропущено важное по смыслу слово ...моральная поддержка БЛИЗКИХ.... Сам вопрос составлен неудачно, лучше было бы, подстроив его под ответ, сделать следующую формулировку: Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями?

Кроме того, в формулировке вопроса усматриваю речевую шероховатость, вызванную неудачным порядком слов:
Что или кто помогает сохранить стойкость духа человека?
Более правильно: Что или кто помогает человеку сохранить стойкость духа?

Речевые недочеты в следующих фрагментах:
Несмотря на трудный период в жизни, он всё же не замкнулся в своём несчастье, а наоборот, приспособился к этому: (лучше - к НЕМУ, но при этом изменить ОН на МУЖЧИНА, ГЕРОЙ)
Автор показывает, что герой не сломился после происшествия, а сохранил стойкость своего духа.
Лишнее слово своего.
Стремление к жизни становится сильнее, когда осознаёшь, что близкий для тебя человек поможет в трудную минуту.
Лишние слова для тебя.

Грамматическая ошибка:
Та, кто помогла Степану окрепнуть, была его жена Надежда
Правильно: той, кто помог Степану окрепнуть, стала его жена. Слово кто не имеет формы женского рода.

Больше замечаний нет.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку