Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Поддержки человека

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


26.01.2020 15:43:36
Автор: Александр Дашкевич

   Так ли поддержка важна для человека? Всегда ли человек нуждается в ней? На эти и многие другие вопросы отвечает В.П. Астафьев в своем тексте.
   Рассуждая над данной проблемой, автор повествует нам историю простого человека-Степана: в 19 лет, когда он работал в шахте ему, из-за взрыва, оторвало по локти обе руки. И в эти трудное для него время, он как никогда нуждался в поддержке. Как пишет Астафьев от лица Степана, только Надежда была с ним в моменты отчаяния. Девушка каждый день проходила к нему в больницу и подбадривала:''-Степан, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. '' Надежда помогла молодому парню не разочароваться в жизни и не упасть духом в столь тяжелый период для парня.
   Далее автор, словами Степана показывает всю необходимость поддержки:"Без неё я так и остался бы разваренной картошкой". Этот пример демонстрирует , насколько важна роль Надежды в судьбе парня. Девушка помогла ему не разочароваться в себе, и продолжить жизнь. Она всегда была его опорой, даже после того как он вышел из больницы, став его женой. Надежда помогла Степану, двигаться дальше и продолжать жить как обычный человек.
   Эти два пример, дополняя друг друга, показывают нам, что иногда поддержка играет решающую роль в жизни людей.А также не терять веру в лучшее и стараться преодолевать все преграды и трудности.
   Позиция автора предельно ясна: человеку сложно обходиться без помощи в трудные для себя времена.
   Я согласен с позицией автора, я тоже считаю, что моральное содействие других людей очень важно. Ярким примером этого может послужить сюжет произведение Н.А. Некрасова ''Русские женщины''. Главные героини всегда оказывали поддержку своим мужьям. Даже когда их любимых отправили в ссылку , они , отказавшись от всех благ светского общества, отправились за ними.
   Прочитав данный текст, я понял, насколько важна поддержка, вера и надежда в жизни человека.
Количество слов - 296

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Александр!

Ваше сочинение пока далеко от идеала. Вы не совсем четко понимаете, что от вас требуется в комментарии проблемы, поэтому уходите в пересказ. Вам сложно выдерживать логическую структуру размышления, вы перескакиваете с одной мысли на другую. Кроме того, ваша речь отличается бедностью и однообразием: вы часто повторяете одно и то же, некорректно излагаете мысли, нарушая порядок слов в предложении. Над всем этим предстоит серьезно поработать, если хотите на экзамене получить достойный балл.

Обратите внимание на формулировку проблемных вопросов (у вас их почему-то два, лучше, чтобы был один). Вопросы, сформулированные вами, неудобны для последующего выражения авторской позиции - на них попросту сложно развернуто отвечать, поскольку они довольно банальны.
Так ли поддержка важна для человека? Всегда ли человек нуждается в ней?
Что значит - так ли...? Почему не сказать проще: Важна ли поддержка близких для человека, попавшего в беду? Понятный вопрос, на который можно понятно ответить в позиции автора.

Второй вопрос не лучше. Всегда ли человек нуждается в ней? _ Как можно ответить на этот вопрос? Всегда? Но это неправда. Не всегда - тоже неправда. Внятный ответ на этот вопрос невозможен, тогда зачем этот вопрос вообще нужен? Формулируя подобные вопросы, вы запутываете сами себя. Попробуйте в следующем сочинении задать один четкий проблемный вопрос, на который дайте четкий ответ в позиции автора. Пока же в позиции автора у вас нет ответа на поставленные вопросы:
Позиция автора предельно ясна: человеку сложно обходиться без помощи в трудные для себя времена.
Здесь дан ответ на другой вопрос, не про поддержку, а про помощь: может ли человек обойтись без помощи в трудные времена? Александр, и вопросы, и ответ - мимо.

Далее, Александр. Вам очень мешает оборот "Астафьев от лица Степана". Откуда вы взяли эту фразу? Так никто не пишет! У нас есть автор, у нас есть герой, у нас есть рассказчик. Каждый выступает от своего собственного лица. Иногда вы можете использовать такую фразу: автор устами Степана выражает важную идею... Но и этой фразой увлекаться не стоит. Забудьте обо всех лицах, пишите проще. Посмотрите, как пишут сочинения другие ученики (на нашем сайте уже выложены наиболее удачные работы).

В комментарии проблемы вы перескакиваете с роли поддержки на роль Надежды:
Далее автор, словами Степана показывает всю необходимость поддержки:"Без неё я так и остался бы разваренной картошкой". Этот пример демонстрирует , насколько важна роль Надежды в судьбе парня. Девушка помогла ему не разочароваться в себе, и продолжить жизнь. Она всегда была его опорой, даже после того как он вышел из больницы, став его женой. Надежда помогла Степану, двигаться дальше и продолжать жить как обычный человек.
У нас сочинение не о Надежде!

К другим ошибкам.

Логика:
Эти два пример, дополняя друг друга, показывают нам, что иногда поддержка играет решающую роль в жизни людей.А также не терять веру в лучшее и стараться преодолевать все преграды и трудности.


Грамматика:
Рассуждая над данной проблемой, автор повествует нам историю простого человека-Степана: в 19 лет, когда он работал в шахте ему, из-за взрыва, оторвало по локти обе руки.
Рассуждать НАД чем-то нельзя, можно рассуждать О чем-то. Повествовать историю нельзя, можно повествовать ОБ истории.
И в эти трудное для него время, он как никогда нуждался в поддержке.
Правильно: в этО...
Она всегда была его опорой, даже после того как он вышел из больницы, став его женой.
Деепричастный оборот стоит не на месте, нарушая порядок слов в предложении.
Ярким примером этого может послужить сюжет произведение Н.А. Некрасова ''Русские женщины''.
Правильно: сюжет произведениЯ.

Пунктуация:
Рассуждая над данной проблемой, автор повествует нам историю простого человека-Степана: в 19 лет, когда он работал в шахте ему, из-за взрыва, оторвало по локти обе руки.
Запятая стоит не на месте, она должна стоять перед словом ему, а после слова взрыва запятая не нужна.
И в эти трудное для него время, он как никогда нуждался в поддержке.
Лишняя запятая.
Далее автор, словами Степана показывает всю необходимость поддержки:"Без неё я так и остался бы разваренной картошкой".
Лишняя запятая.
Девушка помогла ему не разочароваться в себе, и продолжить жизнь.
Лишняя запятая.
Надежда помогла Степану, двигаться дальше и продолжать жить как обычный человек.
Лишняя запятая.

Речь:
Надежда помогла молодому парню не разочароваться в жизни и не упасть духом в столь тяжелый период для парня.

Плеоназм - парень не может быть немолодым. Слово парень повторяется (тавтология).
Позиция автора предельно ясна: человеку сложно обходиться без помощи в трудные для себя времена.
Ошибка в употреблении местоимения. Правильно: для него. Но и в этом случае местоимение создает речевую избыточность, лучше убрать его совсем.
Главные героини всегда оказывали поддержку своим мужьям. Даже когда их любимых отправили в ссылку , они , отказавшись от всех благ светского общества, отправились за ними.
Тавтология.
Прочитав данный текст, я понял, насколько важна поддержка, вера и надежда в жизни человека.
Неоправданное расширение темы рассуждения. Вера, поддержка и надежда - не синонимы. В тексте сочинения речь идет лишь о поддержке, о ней и нужно писать в выводе.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку