Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отношение сына к матери.

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
25.01.2020 16:33:12
Автор: Елизавета Мартынова

Каково отношение сына к матери? Над этой проблемой размышляет  А.Куприн  в рассказе «Святая ложь».
     Автор искренне убеждён в том, что Семенюта,  робкий, забитый жизнью человек, очень любит свою мать, оберегает её от огорчений, не может рассказать ей о своем бедственном положении, о том, что  уже как три года,  его незаслуженно оклеветали и лишили работы. Действительно, трудно, на мой взгляд, взрослому человеку признаться своей матери в том, что он живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Мне кажется , что эта проблема отражена ещё в другом примере, в котором говориться о том, что наш герой, искренне заботиться о  матери, желает ей здоровья, советует ей не плакать, беречь себя и верить в то,  скоро закончиться её здешнее прозябание.
        Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать отношение сына к матери.
    Позиция автора ясна, А.Куприн уверен в том, что взрослые дети должны оберегать своих матерей от неприятностей, от огорчений , пусть даже путём святой лжи. Он оправдывает своего героя.
      Я разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что мы должны бережно относиться к тем, кто дал нам жизнь, перед кем мы в неоплатном долгу.
     Таким образом, размышляя над проблемой , автор приходит к выводу: когда-нибудь судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо. И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. А пока, только «святая» ложь…

Купцов Артём.
Количество слов - 226

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Артем!

У вас не получилось сформулировать проблемный вопрос правильно. В вашем вопросе отсутствует нравственная проблематика, на этот вопрос каждый ответит по-разному, это не общий, актуальный для всего человечества нравственный вопрос.
Каково отношение сына к матери?
Представьте, что вы задаете этот вопрос кому-то из своих одноклассников. Они сразу зададут ответные вопросы: какого сына? к  какой матери? Без уточнения деталей ответить на вопрос невозможно, значит, это не проблемный вопрос. Правильным проблемным вопросом в данном случае будет следующий: каким должно быть отношение сына к матери? Еще лучше вопрос будет звучать так: как нужно относиться к матерям? Вот это и есть проблемные вопросы, затрагивающие нравственную сферу жизнедеятельности человека. На эти вопросы могут ответить любые люди, опираясь на свои нравственные установки и жизненный опыт. Учитесь формулировать проблемные вопросы!

К другим ошибкам.

Логика:

Не совпадают вопрос и ответ в авторской позиции.

Вы не выделяете цитаты из текста в кавычки, так делать нельзя.
Автор искренне убеждён в том, что Семенюта,  робкий, забитый жизнью человек, очень любит свою мать, оберегает её от огорчений, не может рассказать ей о своем бедственном положении, о том, что  уже как три года,  его незаслуженно оклеветали и лишили работы. Действительно, трудно, на мой взгляд, взрослому человеку признаться своей матери в том, что он живёт дикой, болезненной и страшной жизнью.
<...>
Таким образом, размышляя над проблемой , автор приходит к выводу: когда-нибудь судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо. И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. А пока, только «святая» ложь…
Все, что я выделила красным цветом, следовало оформить как цитаты - это не ваши слова, а Куприна.

Не нужно в выводе снова использовать большой кусок исходного текста. Это нарушает композицию рассуждения. Кроме того, используя в таком объеме авторский текст, вы рискуете недобрать слов (эксперт может вычесть слова из текста из общего объема сочинения).

Баллы за аргументацию собственной точки зрения по проблеме вам не выставляются, поскольку приведен лишь тезис, его обоснование отсутствует.

Пояснение ко второму примеру отсутствует.

В последнем абзаце сочинения должен быть представлен ВАШ вывод по итогам рассуждения а не вывод АВТОРА по проблеме.

Орфография:
Мне кажется , что эта проблема отражена ещё в другом примере, в котором говориться о том, что наш герой, искренне заботиться о  матери, желает ей здоровья, советует ей не плакать, беречь себя и верить в то,  скоро закончиться её здешнее прозябание.
Повторите правило про -ться и -тся!

Пунктуация:
Автор искренне убеждён в том, что Семенюта,  робкий, забитый жизнью человек, очень любит свою мать, оберегает её от огорчений, не может рассказать ей о своем бедственном положении, о том, что  уже как три года,  его незаслуженно оклеветали и лишили работы.
Лишняя запятая после слова года.
Мне кажется , что эта проблема отражена ещё в другом примере, в котором говориться о том, что наш герой, искренне заботиться о  матери, желает ей здоровья, советует ей не плакать, беречь себя и верить в то,  скоро закончиться её здешнее прозябание.
Линяя запятая после слова герой.

Речь бедная, невыразительная, однообразная, многочисленные нарушения точности выражения мысли.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку