Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема низкого поступка

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

25.01.2020 16:05:07
Автор: Гульнур Раева

  Низкий поступок... Что это такое? Именно эту проблему ставит В.Ф. Тендряков в тексте.
  Чтобы раскрыть проблему, автор рассказывает о солдате, который решил украсть полбуханки. Воюющим давали два сухаря на день, вместо похлёбки- мутную водицу, у людей было головокружение от того, что они недоедали. Украв хлеб, главный герой поступает эгоистично и безнравственно. Он не думает о том, что кто-то может остаться совсем без еды.
  Обращая наше внимание на важности проблемы, автор говорит нам о том, что солдат, который украл хлеб, уродлив духовно: "...я увидел, что окружающие меня люди паразительно красивы...Среди красивых людей-я уродлив.". Герой даёт сам себе оценку за совершенный поступок.
  Оба примера, дополняя друг друга, говорят нам о том, что, совершая низкие поступки, человек становится некрасивым.
  Автор убеждает нас в том,что нельзя в тяжелое время думать только о себе и о своей сытости.
  Нельзя не согласиться с мнением автора, потому что безнравственный поступки губят душу человека. Мне было бы больно и неприятно, если бы в моём окружении были люди, которые дорожили бы только собой.
  В произведении Джоан Роулинг "Гарри Поттер" волшебник Том Редлл совершает эгоистичные и низкие поступки. Он убивает родных, обманывает, предаёт для того, чтобы самоутвердиться и стать "великим" волшебником. Думая только о себе, Том теряет самых близких людей и погибает сам.
  Таким образом, безнравственные поступки портят человека, как личность. Поэтому необходимо проявлять искренность и понимание к остальным.
Количество слов - 224

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Гульнур!

Вам не удалось правильно сформулировать проблему текста. Здесь верными являются такие варианты формулировки проблемы: как проявляется нравственное уродство человека? можно ли вернуть потерянное самоуважение? что ждет человека, совершившего безнравственный поступок? как безнравственные поступки влияют на личность, на духовное состояние человека? Проблема нравственного выбора, проблема недостойного поведения человека в трудных жизненных обстоятельствах... и подобные.

Этот текст не о том, ЧТО ТАКОЕ низкий поступок, а о том, К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ такого рода поступки.

К другим ошибкам:

Логика:
Чтобы раскрыть проблему, автор рассказывает о солдате, который решил украсть полбуханки.
Этого предложения недостаточно, чтобы погрузить читателя в сюжет текста. Нужно было пояснить, что хлеб был украден у голодных товарищей, которые, как и герой текста, несколько дней не ели. И как раз последующие ваши слова нужно было взять в кавычки, оформив как цитату.

Вы не взяли в кавычки эти слова, получается, именно вы так говорите: "водицу", "похлебку"... Это стилистическое нарушение. Берите слова из текста всегда в кавычки!

Орфография:
Воюющим давали два сухаря на день, вместо похлёбки- мутную водицу, у людей было головокружение от того, что они недоедали.
Оттого - пишется слитно в данном случае.
Обращая наше внимание на важности проблемы, автор говорит нам о том, что солдат, который украл хлеб, уродлив духовно: "...я увидел, что окружающие меня люди паразительно красивы...
Правильно: пОразительно. Обидно допускать орфографические ошибки В ЦИТАТЕ.

Пунктуация:
Он убивает родных, обманывает, предаёт для того, чтобы самоутвердиться и стать "великим" волшебником.
Запятая ставится ПЕРЕД союзом, а не ВНУТРИ него.
Таким образом, безнравственные поступки портят человека, как личность.
Запятая перед КАК не нужна.

Грамматика:
Обращая наше внимание на важности проблемы
Нарушение управления. Правильно: на важноСТЬ...
Нельзя не согласиться с мнением автора, потому что безнравственный поступки губят душу человека.
Нарушение согласования. Правильно: безнравственнЫЕ поступки.
Поэтому необходимо проявлять искренность и понимание к остальным.
Слово понимание не может сочетаться с предлогом К.

Речь:
Обращая наше внимание на важности проблемы, автор говорит нам о том, что солдат, который украл хлеб, уродлив духовно: "...я увидел, что окружающие меня люди паразительно красивы...Среди красивых людей-я уродлив.". Герой даёт сам себе оценку за совершенный поступок.
 Оба примера, дополняя друг друга, говорят нам о том, что, совершая низкие поступки, человек становится некрасивым.
Повторы конструкций, речь однообразна, невыразительна.

Фактическая точность:
Украв хлеб, главный герой поступает эгоистично и безнравственно. Он не думает о том, что кто-то может остаться совсем без еды.
Вы невнимательно читали текст. Как раз герой думает об этом: "(18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!"


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 9

Возврат к списку