Запомни!
Проблема равенства.
-
Текст: И. Бунин. Рассказ "Слепой"
Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, - тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба.
Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен. Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, - все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:
- Merci, merci, mon bon frиre![1]
«Mon bon frиre...» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни. Как уверенно произносит он это: mon bon frиre! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому. Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья...
И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, - я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро - значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть бесчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!»
Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.
Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.
Рассказчик повествует о слепом старике, который просит милостыню и, получив несколько сантимов, благодарит подавшего деньги, называет его братом. «Король или президент республики, знаменитый человек или миллиардер» - каждый близок несчастному, потому что «смерть или великие скорби» лишают людей «земных чинов», делают их равными. Этот пример показывает, что умение сочувствовать может сблизить людей.
Слепой прав и в том, что «все мы в сущности своей добры»: любовь ко всему «милому, приятному, родственному», что окружает человека, помогает людям не быть бесчувственными к «одиночеству и беспомощности». Рассказчик считает, что любовь является силой, которая объединяет людей и помогает им сочувствовать тому, кто несчастен, «…ибо всякое страдание есть наше общее страдание».
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть, как любовь и милосердие могут сблизить людей.
Позиция И. Бунина заключается в том, что сочувствие и любовь делают людей равными. С мнением писателя трудно не согласиться, поскольку сострадание позволяет нам понять, что ощущает другой человек, увидеть, почему он несчастен, и помочь ему выбраться из сложившейся ситуации. В качестве примера стоит привести героиню произведения «Преступление и наказание» Соню Мармеладову. Добрая девушка не обвиняла Раскольникова в содеянном преступлении, а сочувствовала молодому человеку. Именно Соня помогла Родиону сознаться в убийстве старухи и тем самым снять грех с души.
Таким образом, если каждый будет внимателен к проблемам других людей, то в мире будет больше равенства и взаимопонимания.
Благодарю вас за первое в этом сезоне отличное сочинение. С удовольствием ставлю вам максимальный балл по всем критериям. Молодец!