Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема человечности на войне

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

23.01.2020 10:18:31
Автор: инсанат шемшединова

Возможно ли сохранить человечность в условиях войны? Этим вопросом задаётся В.Астафьев в данном тексте.
Отвечая на данный вопрос,автор обращает внимание читателя на то,что в полуразбитой хате врач перевязывал раненных,не интересуясь свой это или чужой. Этой показывает всю благородность его поступка и о том, что главной его задачей было помочь тяжело раненым. Продолжая повествование автор рассказывает о том,что старший сержант прижег и засунул цигарку в рот недвижно глядевшему в потолок раненному пожилому немцу.  Сержант начал интересоваться как он теперь будет работать и кто будет кормить его и семью его. Данный пример даёт ясно понять,что есть люди, которые сострадают чужой судьбе и делают это искренне,несмотря на то кем является этот человек.  Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что очень важно сохранять человечность даже в самых тяжелых ситуациях.
Позиция автора в данном тексте ясна и понятна: безусловно,сохранить человечность в условиях войны возможно. И очень важно относиться к другим людям с добротой, независимо от условий, в которых оказался человек.
С мнением автора трудно не согласиться. Даже в самых суровых условиях не стоит допускать жестокого отношения к людям, тем самым ты причиняешь боль. Человек всегда должен помнить о том,как важно быть благородным и милосердным по отношению к нуждающимся в помощи.
В заключение хочется сказать, что человечность-одно из главнейших качеств человека,про которое не стоит забывать,как бы не было тяжело.
Количество слов - 226

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Инсанат!

Это сочинение получилось лучше предыдущих, однако есть еще над чем работать.

Вам нужно поучиться анализировать текст в его целостной системе образов. Тогда комментарий проблемы получится более глубоким, развернутым. Например, в этом тексте проблема раскрывается с помощью противопоставления двух персонажей - солдата, расстреливавшего пленных, и врача, проявившего к ним милосердие. Вы же рассмотрели два сопоставленных эпизода, упустив важную с художественной и смысловой точки зрения часть текста.

Замечание по содержательной части сочинения касается аргументации собственного мнения по проблеме. Вы привели суждение (тезис), но не проиллюстрировали его примерами, поэтому балл по критерию К4 не ставится.

К другим ошибкам.

Орфография:
Отвечая на данный вопрос,автор обращает внимание читателя на то,что в полуразбитой хате врач перевязывал раненных,не интересуясь свой это или чужой.

Продолжая повествование автор рассказывает о том,что старший сержант прижег и засунул цигарку в рот недвижно глядевшему в потолок раненному пожилому немцу.
Правильно: ранеНых, ранеНому (=одна ошибка)
Этой показывает всю благородность его поступка и о том, что главной его задачей было помочь тяжело раненым.
Правильно: тяжелораненым (слитно).
В заключение хочется сказать, что человечность-одно из главнейших качеств человека,про которое не стоит забывать,как бы не было тяжело.
Правильно: как бы НИ было тяжело.
Пунктуация:
Отвечая на данный вопрос,автор обращает внимание читателя на то,что в полуразбитой хате врач перевязывал раненных,не интересуясь ЗПТ свой это или чужой.
Запятая нужна после деепричастия.
Продолжая повествование ЗПТ автор рассказывает о том,что старший сержант прижег и засунул цигарку в рот недвижно глядевшему в потолок раненному пожилому немцу.
Нужна запятая после деепричастного оборота.
Сержант начал интересоваться ЗПТ как он теперь будет работать и кто будет кормить его и семью его.
Нужна запятая перед придаточной частью.
Данный пример даёт ясно понять,что есть люди, которые сострадают чужой судьбе и делают это искренне,несмотря на то ЗПТ кем является этот человек.
Нужна запятая перед придаточной частью.
Грамматика:
Этой показывает всю благородность его поступка и о том, что главной его задачей было помочь тяжело раненым.
Нарушение в конструкции с однородными членами: показывает благородность и о том...

Речь:
Этой показывает всю благородность его поступка и о том, что главной его задачей было помочь тяжело раненым.
Правильно: благородство.
Продолжая повествование автор рассказывает о том,что старший сержант прижег и засунул цигарку в рот недвижно глядевшему в потолок раненному пожилому немцу.
Инсанат, в словаре современного русского языка глагол "прижёг" имеет два значения: 1) слегка обжечь, 2)смазать чем-то жгучим. В первом значении слово носит разговорный характер. Слово "цигарка" также является разговорным. Вы употребляете эти слова без кавычек, хотя очевидно, что вы позаимствовали их из исходного текста. В таком случае следует оформлять эти слова как чужую речь, иначе, помимо того, что это является плагиатом, вы допускаете стилистическую ошибку, используя в сочинении слова разговорного стиля. Взяли бы эти слова в кавычки - ошибки бы не было.
Сержант начал интересоваться как он теперь будет работать и кто будет кормить его и семью его.
Ошибка в некорректном использовании местоимений.
Данный пример даёт ясно понять,что есть люди, которые сострадают чужой судьбе и делают это искренне,несмотря на то кем является этот человек.
.Непонятно, о каком человеке идет речь.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что очень важно сохранять человечность даже в самых тяжелых ситуациях.
Позиция автора в данном тексте ясна и понятна: безусловно,сохранить человечность в условиях войны возможно. И очень важно относиться к другим людям с добротой, независимо от условий, в которых оказался человек.
Повторы.
В заключение хочется сказать, что человечность-одно из главнейших качеств человека,про которое не стоит забывать,как бы не было тяжело.
Повтор.
Даже в самых суровых условиях не стоит допускать жестокого отношения к людям, тем самым ты причиняешь боль.
Требуется пояснение: ты причиняешь ИМ боль.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку