Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема честолюбия

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

19.01.2020 23:11:32
Автор: инсанат шемшединова

В чем проявляется честолюбие?Именно проблему честолюбия поднимает в своем тексте А .Чехов.
Раскрывая данную проблему,автор рассказывает об учителе военной прогимназии Пустякове ,который собирался в гости к весьма почетному купцу Спичкину.Ему хотелось покрасоваться перед его дочерьми и удивить самого купца ,и с этой целью он позаимствовал орден Станислав у своего друга поручика Леденцова(пред 3-11)Пустяков ,будучи простым учителем ,хотел показаться человеком высокого чина в гостях у почетного купца и одолжил для этого орден своего друга.Продолжая повествование ,писатель говорит о том ,что Пустяков в гостях  у купца встретил своего колегу по работе Трямбляна и испугался ,что тот его донесет директору .Оба учителя были сконфужены весь вечер ,и ,как оказалось потом,Трамблян тоже пришел в ордене ,и тот факт ,что они оба грешны успокоило этих лжецов.Они не чувствовали ни стыда ,ни сожаления за свой обман ,ведь угрозы разоблачения больше не было(пред 56-61 ,70-74)Трамблян и Пустяков оказались грешны из за одного и того же обмане ,на который пошли ,чтобы показаться не тем ,кем являлись ,и  совершенно не испытывали чувства стыда .Приведенные примеры ,дополняя друг -друга ,позволяют понять ,что эти два учителя на пути удовлетворения своего честолюбия пошли на обман и вследствие ,избежав разоблачения со стороны друг -друга ,даже не жалели о содеянном .
Авторская позиция в данном тексте ясна: Честолюбие проявляется в стремлении человека показаться  лучше кем он  является на самом деле ,и люди ,обладающие ею ,способны даже на ложь ,не испытывая при этом ни стыда ,ни сожаления .
С данной позицией трудно не согласиться.
С данной позицией трудно не согласиться .Честолюбие опасное чувство ,которое способно обесценивать для человека ,обладающего им,другие немало важные в жизни ценности ,ради достижения высокого положения любой ценой.Можно привести пример из романа М .Шолохова "Тихий дон" ,в котором казаки отказываются  участвовать в войне ,так как из за революции награды и чины были упразднены.Им был важен не исход кампании ,а лишь честолюбие и желание покрасоваться к кругу знакомых.
В заключение хочется сказать ,что честолюбие ,являясь одним из худших качеств человека ,делает людей слабовольными ,не способными бороться со своими амбициями и видящими цель свой жизни в хвастовстве и притворстве
Количество слов - 346

Рецензент: Ирина Смирнова
 Инсанат, здравствуйте!
Проблема сформулирована верно, но не совсем точно. Точнее было бы сказать о том, как проявляется честолюбие у человека, занимающего низкое социальное положение, его ещё  в литературе  называют "маленьким".  Комментарий дан в соответствии с критериями, но важно отметить в нём кучу логических ошибок, про них я скажу подробнее дальше. Позиция автора выявлена, но точнее было бы сказать, что герой текста прикладывает все силы для того, чтобы показать значимость своего существования, и для этого все средства хороши, даже ложь.
В части, в которой нужно выразить своё отношение к позиции автора, присутствуют логические ошибки.

Примеры логических ошибок: повтор мысли в первой части комментария
он позаимствовал орден Станислав у своего друга поручика Леденцова(пред 3-11)Пустяков ,будучи простым учителем ,хотел показаться человеком высокого чина в гостях у почетного купца и одолжил для этого орден своего друга.
То же и во второй части и в пояснении ко второму примеру. Ещё есть спорное утверждение "Честолюбие - опасное чувство...".( Ведь честолюбие в меру, "здоровое", ещё никому не помешало) - а это тоже логика!.
Комментарий нужно поделить на абзацы.
"Продолжая повествование ,писатель говорит.." - здесь абзац,
Приведенные примеры ,дополняя друг -друга
- и здесь абзац. Поэтому, увы, по критерию К5 выставляется 0 баллов.
По критерию К6 нельзя выставить максимальный балл, если в работе есть более одной речевой ошибки. Про них ниже.
К7 - допущены орфографические ошибки в словах: "коллегу", "из-за" (2 раза), "друг друга" (2 раза), к негрубым относятся ошибки в словах "немаловажные", "Тихий Дон", "неспособными".
К8 - пунктуационные ошибки: "..у своего друга, поручика....," - не выделено приложение; нет запятой между частями СПП (...грешны, успокоило...), не нужна запятая "...ценности ради достижения..."

К9 - грамматические ошибки допущены в управлении: "одолжил для этого орден (у) своего друга"; "тот (на) него донесёт..."; "Трамблян тоже пришёл (с) орденом; ошибки в форме слова - обманА
грешны из за одного и того же обмане
; в построении предложения и выстраивании связи между подлежащим и сказуемым: "..не тем, кем являлись..."; вместо предлога вследствие нужно употребить предлог впоследствии. Ошибка в предложении "..показаться лучше КЕМ (нужно ЧЕМ)…"; "люди, обладающие ЕЮ (нужно ИМ).

К10- речевые ошибки: повтор слова "честолюбие" в первом абзаце; "весьма почётный" (лучше уважаемый, потому что почётной может быть грамота, ну или гость, но никак не хозяин) и повтор этой ошибки; "Трамблян и Пустяков оказались грешны из за одного и того же обмане". Лучше "грешны, потому что оба старались обмануть".
К11, 12 - ошибок нет.
Я  постаралась всё подробно рассказать, надеюсь, что это Вам поможет при написании сочинений в будущем.



Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку