ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственной ответственности человека

  • Текст: З.Прилепин. А вам не все равно?

    (1)В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». (2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.

    (5)Однако сегодня сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

    (7)Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

    (8)Возникает резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то бόльшим?

    (9)Сейчас много говорят о пробуждении гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное – «начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. (12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно разный.

    (15)А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

    (18)Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?

    (21)Нельзя сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

     

    (По З. Прилепину*, «А вам не всё равно?»)

19.01.2020 23:11:22
Автор: Владлен Лесарев

   Что такое нравственная ответственность? Обязан ли человек делать то, что он не считает должным? Над данными вопросами заставляет задуматься читателей Захар Прилепин в этом тексте.
   Автор обращает внимание читателя на проблему чувства долга и ответственности: "В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: " Я ничего никому не должен" ".  Каждый человек уникален, а потому все имеют свою точку зрения относительно своих обязанностей. Для одних чувство долга является нечто очень важным, а вот для других - нет. Проблема в том, что если все будут придерживаться этой позиции, то общество будет регрессировать. Но люди, у которых ответственность преобладает над равнодушием, совершенно иные: "Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку". Именно чувство долга перед своими действиями делает человека лучше. Противопоставляя эти примеры, Захар Прилепин повествует о том, что индивидуальность человека напрямую связана с его ответственностью за свой выбор.
   Главная задача автора текста - убедить читателя в том, что отказ от обязанностей приводит к равнодушию, что имеет крайне негативный характер в формировании личности.
   Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Если человек хочет сохранить свой привычный уклад жизни, то он должен приложить к этому усилия.
   В качестве аргумента к поставленной проблеме может послужить поведение Евгения Базарова в произведении И.С.Тургенева " Отцы и дети". Герой, убеждённый идеями нигилизма, уверен, что он никому ничего не должен. Но он мечтает принести пользу родине, хотя для этого ничего не делает. Евгений Базаров противопоставляет себя не обществу, а государству. У него не пропало чувство долга перед отечеством. Однако он сделал иной выбор, так как считал, что нужно искоренить непоколебимость государственных устоев. Этим и объясняется его равнодушие к чувству ответственности, ведь нет желания помогать родине, чьи традиции не устраивают человека.
   В заключение хочется отметить, что нравственная ответственность и чувство долга тесно связаны. Но вместе с тем человеку свойственно создавать границы между этими понятиями. И когда это происходит, то человек становится равнодушным к окружению и ставит рамки своих обязанностей.
  
Количество слов - 331

Рецензент: Оксана Беляева
Владлен, привет! Сочинение у тебя в целом получилось, но есть ряд моментов, из-за которых ты теряешь баллы (вероятно, в других работах эти ошибки повторяются). Обрати особое внимание на следующее:

1. Будь внимателен к грамматике, проверяй окончания, при проверке задавай вопросы от одного слова к другому. В случае сомнений упрощай конструкцию.
2. Многословные и "тяжелые" формулировки лучше заменять более простыми и понятными. Избегай скопления существительных.
3. Свое мнение по проблеме (твой тезис) должно иметь непосредственное отношение к теме текста. В твоей формулировке нет ни одного ключевого слова не из проблемы, ни из позиции автора.  В обосновании своего мнения приводим не "аргумент к проблеме", а пример, который подтверждает твое мнение.

А сейчас посмотрим на остальные ошибки и недочёты, которые привели к снижению баллов.
 Что такое нравственная ответственность? Обязан ли человек делать то, что он не считает должным? Над данными вопросами заставляет задуматься читателей Захар Прилепин в этом тексте.
Речевой и смысловой недочет: для эксперта "этот текст" - твоё сочинение, указательное местоимение употреблено неудачно.
  Автор обращает внимание читателя на проблему чувства долга и ответственности: "В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: " Я ничего никому не должен" ".  Каждый человек уникален, а потому все имеют свою точку зрения относительно своих обязанностей. Для одних чувство долга является нечто (чем-то, К9) очень важным
, а вот  для других - нет. Проблема в том, что если все будут придерживаться этой позиции, то общество будет регрессировать. Но люди, у которых ответственность преобладает над равнодушием, совершенно иные: "Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку". Именно чувство долга перед своими действиями (К9, К10) делает человека лучше. Противопоставляя эти примеры, Захар Прилепин повествует (К12) о том, что индивидуальность человека напрямую связана с его ответственностью за свой выбор.
В комментарии нечетко выделены пояснения к примерам. Используй слова-комментаторы (автор показывает, приводит к выводу, подчеркивает, обращает внимание читателя).
ПОВЕСТВУЕТ - это термин, его можно использовать по отношению к повествованию, но нельзя по отношению к рассуждению.
 Главная задача автора текста - убедить читателя в том, что отказ от обязанностей приводит к равнодушию, что имеет крайне негативный характер в формировании личности.
В формулировке позиции автора старайся быть предельно точным, чтобы тебя поняли.
  Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Если человек хочет сохранить свой привычный уклад жизни, то он должен приложить к этому усилия (К4, К5).
В формулировке своего мнения по поставленной проблеме должны быть ключевые слова (ответственность, чувство долга). Ты же ушел от темы.
  В качестве аргумента к поставленной проблеме может послужить поведение (К9, К10) Евгения Базарова в произведении И.С.Тургенева " Отцы и дети". Герой, убеждённый идеями (К10) нигилизма, уверен, что он никому ничего не должен. Но он мечтает принести пользу родине, хотя (двойное отрицание здесь неуместно) для этого ничего не делает. Евгений Базаров противопоставляет себя не обществу, а государству (К12). У него не пропало чувство долга перед отечеством. Однако он сделал иной выбор, так как считал, что нужно искоренить непоколебимость государственных устоев. Этим и объясняется его равнодушие к чувству ответственности, ведь нет желания помогать родине, чьи традиции не устраивают человека.
Трактовка романа очень спорная, но главное, непонятно, как этот пример доказывает твою позицию.

В заключении старайся выйти на нравственный урок (как НУЖНО поступать? как ПРАВИЛЬНО? какой нравственный вывод мы делаем, размышляя над этой проблемой?).
 В заключение хочется отметить, что нравственная ответственность и чувство долга тесно связаны. Но вместе с тем человеку свойственно создавать границы между этими понятиями. И когда это происходит, то (К9) человек становится равнодушным к окружению и ставит рамки своих обязанностей (К10).
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 16

Возврат к списку