Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

15.01.2020 23:14:50

В приведенном отрывке А.П. Чехов поднимает проблему лжи.

Писатель рассказывает о случае, произошедшем c учителем Львом Николаичем Пустяковым, который был приглашён на обед к купцу Спичкину. Для того чтобы произвести впечатление на хозяина и его дочерей, Пустяков взял у друга орден Станислава. Приехав к Спичкину, учитель заметил товарища по службе Трамбляна. Пустякову пришлось закрывать орден рукой, чтобы не вызвать «массу самых неприятных вопросов». Учитель был вынужден отказаться от еды («заявил, что он уже отобедал»), чтобы Трамблян не увидел «Станислава». А.П. Чехов показывает,  как нелепо выглядит человек, пытаясь скрыть свой обман.

Не только Пустякову было не по себе во время обеда. Учитель сопоставляется с Трамбляном: как и Лев Николаич, француз сидел «сильно сконфуженный» и  «ничего не ел». Товарищи по службе боялись друг друга: когда Пустякова попросили передать бокал, тот «побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза». Трамблян «нерешительно» протянулся к бутылке – он тоже нервничал. Как  оказалось, у француза на груди была «целая Анна». Пустяков и его товарищ оказались в одинаковой ситуации, однако им повезло, ведь «оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить». Так, ложь рождает у человека опасения, что его обман раскроют. Именно из-за этих опасений Пустяков и Трамблян не могли полноценно наслаждаться вечером.

Позиция автора заключается в том, что не стоит говорить неправду, потому что ложь ставит человека в неловкое положение.

Я согласен с позицией автора и считаю, что люди не должны врать, не только потому, что это бесчестно по отношению к окружающим, но и по причине всех волнений и тревог, которые обманщики будут чувствовать. Лгуну приходится остерегаться тех, кто может раскрыть его обман. В итоге человек теряет контроль над ситуацией. Вот почему не стоит даже начинать обманывать.
Количество слов - 275

Здравствуйте, Павел!
Вы выбрали для сочинения текст художественного стиля. И сразу проявилась типичная ошибка в комментарии: увлечение пересказом. В этой части сочинения  (К-2, комментарий к проблеме) необходимо четко 2 примера из текста +пояснения к ним к+связь между примерами. Только то, что касается указанной Вами проблемы. То есть должно быть не более 6 -7 предложений . Смотрите, что получается у Вас:
Пустяковым, который был приглашён на обед к купцу Спичкину. Для того чтобы произвести впечатление на хозяина и его дочерей, Пустяков взял у друга орден Станислава. Приехав к Спичкину, учитель заметил товарища по службе Трамбляна. Пустякову пришлось закрывать орден рукой, чтобы не вызвать «массу самых неприятных вопросов». Учитель был вынужден отказаться от еды («заявил, что он уже отобедал»), чтобы Трамблян не увидел «Станислава».
7 предложений (!!!!) на первый пример, раскрывающий проблему.
с пояснением к примеру всё в норме, но лучше добавить в начале: Этот  пример показывает,  как.....

А.П. Чехов показывает,  как нелепо выглядит человек, пытаясь скрыть свой обман.
Комментарий работает на раскрытие проблемы, которую Вы определили как " проблема лжи." Соотнесите формулировку с пояснением к примеру. Получается логическая ошибка:
" Проблема лжи"-  "как НЕЛЕПО ВЫГЛЯДИТ человек, пытаясь скрыть свой обман". То есть, из пояснения проблема-то другая: КАК ЧУВСТВУЕТ себя человек, когда лжёт. И это получилось так, потому что Вы неверно сформулировали проблему: во-первых,  широко, во-вторых, никогда проблема не формулируется из одного слова( у Вас- ЛОЖЬ). По критерию К-1 Вы получаете 1 балл, но теряете баллы и по К-2, и в других критериях- К-5 (за логику).

Далее целый абзац- пример 2, и опять пересказ. Сокращайте до 1-2 предложений для примера.
Не только Пустякову было не по себе во время обеда. Учитель сопоставляется с Трамбляном: как и Лев Николаич, француз сидел «сильно сконфуженный» и  «ничего не ел». Товарищи по службе боялись друг друга: когда Пустякова попросили передать бокал, тот «побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза». Трамблян «нерешительно» протянулся к бутылке – он тоже нервничал. Как  оказалось, у француза на груди была «целая Анна». Пустяков и его товарищ оказались в одинаковой ситуации, однако им повезло, ведь «оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить».
Пояснение к примеру тоже надо чётко выделять, начиная словами: Второй пример демонстрирует, что....
Это для того, чтобы эксперт чётко видел, где пример, а где пояснение.
Связь между примерами у Вас не указана, хотя есть предложение со словом сопоставление:
Учитель сопоставляется с Трамбляном: как и Лев Николаич, француз сидел «сильно сконфуженный» и  «ничего не ел».
но этого недостаточно. Сопоставить- это найти общее и различие. Вот это и надо показывать, анализируя, а не пересказывая текст. Что значит, что француз сидел «сильно сконфуженный» и  «ничего не ел»?.
Пишите, что общее между героями в поведении? Если указываете связь  СОПОСТАВЛЕНИЕ, то отмечайте не только общее, но и разницу (повторюсь еще раз).

Авторская позиция и вывод (последний абзац сочинения) не соответствует проблеме, опять снижение  балла по  К-5 (за логику)
Павел, запомните, что авторская позиция и проблема логический связаны, и безошибочный вариант- формулировка проблемы в виде вопроса. Авторская позиция-это прямой  ответ на проблемный вопрос.

Итак, Павел по содержательной части сочинения Вам ,
-во-первых, надо четко формулировать проблему в виде вопроса, избегать односложных формулировок типа "проблема любви", проблема войны" и т.п.;
- во-вторых, учиться приводить примеры в 1-2 предложения(а не 7);
- в-третьих, предложения с пояснением к примерам выделять словами (я Вам написала)
-в-четвертых, расписывать связь между примерами, называть (противопоставление, дополнение, причина, следствие, сравнение и т.д), указывая, раскрывая в чем противопоставление, в чём дополнение и т.д., не переходя на пересказ содержания текста.
В комментарии (К-2) нужна чёткость, чтобы эксперт не гадал: где пример,  где пояснение, где связь между примерами.

в речевом оформлении  три  ошибки:
1.  "Врать"- это разговорное слово, в сочинении недопустимо использование такой лексики
Я согласен с позицией автора и считаю, что люди не должны врать,
2. Повтор слов с одним корнем:
Я согласен с позицией автора и считаю, что люди не должны врать, не только потому, что это бесчестно по отношению к окружающим, но и по причине всех волнений и тревог, которые обманщики будут чувствовать. Лгуну приходится остерегаться тех, кто может раскрыть его обман. В итоге человек теряет контроль над ситуацией. Вот почему не стоит даже начинать обманывать.
повтор слов, одно вводное, второе-глагол.
Как  оказалось, у француза на груди была «целая Анна». Пустяков и его товарищ оказались в одинаковой ситуации,

Это снижение баллов  по двум критериям:  К-10 и К-6

Сочинение у Вас написано грамотно, орфографических ошибок нет.
В пунктуации 2 ошибки.
1. Так, (ЗПТ не нужна) ложь рождает у человека опасения, что его обман раскроют.
Это один из сложных случаев постановки запятой после слова ТАК. Разберитесь, когда ставится и не ставится запятая.
 

2, Трамблян «нерешительно» протянулся к бутылке – (ДВОЕТОЧИЕ в БСП, второе указывает на причину в  первом предложении) он тоже нервничал.
В целом сочинение произвело приятное впечатление. Работайте над формулировкой проблемы и  учитесь писать комментарий.






Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку