Запомни!
Кого можно считать настоящим слушатлем?
-
Текст: ТЕКСТТЕКСТ
Вот представьте себе еще одну картину. Опять с концертной эстрады звучит прекрасная музыка. А в зале уже нет ни одного свободного места — сотни, может быть, тысячи людей пришли сюда послушать эту музыку. После бурных аккордов пианист на мгновение смолк, потом чуть склонился над клавиатурой, и под его пальцами вдруг родилась тихая и нежная мелодия, словно где-то очень далеко запели печальную протяжную песню. Все слушатели даже чуть подались вперед, боясь упустить хоть бы один звук этой волшебной мелодии…
Впрочем, все ли?..
Что это?.. Кто-то во втором ряду, кажется, перешептывается со своим соседом… А чуть поодаль кто-то, не успев вовремя прочитать программу, шелестит сейчас ее страничками так, что заставляет других отвлечься от музыки и с удивлением повернуться в его сторону… Ну, а это уж совсем никуда не годится: в конце зала кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва между номерами, вошел да еще хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла!..
Не то что три, а один такой «слушатель» способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить внимание самых лучших слушателей.
Это так же, как один фальшиво поющий певец или фальшиво играющий музыкант может погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр…
Но сидеть в концерте молча и тихо — этого еще мало. Если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения — это еще не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. Ведь молча и тихо можно думать о чем угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения.
Право же, если во время исполнения знаменитой «Аппассионаты» Бетховена ты будешь разглядывать люстру на потолке и удивляться, как такая большая и тяжелая штука висит и не падает, или никак не сможешь сосредоточиться на нежнейшей мелодии прокофьевского вальса из оперы «Война и мир», потому что все еще будешь переживать поражение, которое накануне потерпела твоя любимая футбольная команда, — никто, да и ты сам не назовешь себя хорошим слушателем.
В концертном зале, так же как и в театре, между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых ученые когда-нибудь обязательно поймут и определят. Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..»
А вот равнодушие слушателей, примеры которого я только что приводил, любой исполнитель, любой артист чувствует всегда очень остро. И чем больше в зале таких равнодушных, невнимательных слушателей, тем труднее становится исполнителю играть, петь или дирижировать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться и сама музыка. Тут уж никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!..
*Дмитрий Борисовия Кабалевский (1904-1987) - классик советской музыки, выдающийся просветитель и педагог.
Во время выступления пианиста несколько человек из концертного зала ведут себя неуважительно: перешептываются, шелестят бумагой, заходят посреди номера. Автор отмечает, “не то что три, а один такой “слушатель” способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить внимание самых лучших слушателей”. Становится очевидно: даже один недобросовестный человек в зрительном зале может помешать всем присутствующим насладиться концертом.
На самом деле недостаточно просто сидеть на концерте молча и тихо. Автор считает, что человек, который во время выступления переживает поражение футбольной команды или задумывается о других темах, не имеющих никакого отношения к музыке, не может назвать себя хорошим слушателем. Читатель понимает: только настоящий слушатель, который всецело погружен в атмосферу концерта, сможет насладиться прекрасной мелодией.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что настоящий слушатель не только соблюдает тишину и создает видимость культурного человека, но и внимательно следит за ходом выступления, старается почувствовать музыку и сосредоточиться на ней.
Позиция автора ясна: настоящий слушатель умеет наслаждаться музыкой, он не отвлекается от выступления и не мешает другим. Люди, которые препятствуют комфортному проведению концерта своим поведением, обесценивают труд музыканта.
Я согласна с позицией автора. Действительно, настоящие слушатели смогут ощутить всю прелесть музыки, только если все присутствующие в концертном зале будут с уважением относиться друг к другу.
Приведу пример из повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант". В конце произведения описывают, как уже известный слепой пианист очаровал зрителей своей игрой. Все внимательно вслушивались в каждую ноту мелодии и с упоением наблюдали за движениями исполнителя. Зал был полон настоящих ценителей музыки. Можно сказать, что концерт прошел успешно, потому что никто не мешал ходу представления, все наоборот старались ненароком не нарушить царящую в зале чудесную атмосферу.
Следовательно, можно прийти к выводу, что настоящий слушатель - это в первую очередь культурный человек, который уважает себя и окружающих. Во время выступления такие люди сосредоточены исключительно на музыке. Именно это позволяет им в полной мере насладиться волшебной мелодией.
Здравствуйте, Екатерина! Вы грамотны, владеет речью. Это, несомненно, достоинства Вашей работы.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша она оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Становится очевидно: даже один недобросовестный человек в зрительном зале может помешать всем присутствующим насладиться концертом. |
Пример 2 указан, пояснен.
Автор считает, что |
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Обратите внимание: додумывать нельзя!
Люди, которые препятствуют комфортному проведению концерта своим поведением, обесценивают труд музыканта. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Обоснование собственной позиции поместите в один абзац с тезисом.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
Они показывают, что настоящий слушатель не только соблюдает тишину и создает видимость культурного человека |
Следовательно, можно прийти к выводу, что настоящий слушатель - это в первую очередь культурный человек, который уважает себя и окружающих. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Можно сказать, что концерт прошел успешно, потому что никто не мешал ходу представления, все наоборот старались ненароком не нарушить царящую в зале чудесную атмосферу. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Следовательно, можно прийти к выводу, что настоящий слушатель - это в первую очередь культурный человек, который уважает себя и окружающих. Во время выступления такие люди сосредоточены исключительно на музыке. |
люди — мн.ч.
Или «такие люди» — окружающие? Неверное употребление указательного местоимения рождает двусмысленность.
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Рекомендация
Именно над этой проблемой размышляет Дмитрий Борисович Кабалевский в своем тексте. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Екатерина, постарайтесь для примеров брать такие фрагменты, которые были бы по смыслу не рядом. Вы прошли по краю: мысль до собственной позиции в работе практически не развивается, крутится на одном месте. Только хорошо развитая речь помогла Вам повторов избежать. Кроме повторов речевых есть и логические. Комментарий должен подводить к ПА, мысль должна идти вперёд.
Попробуйте пособирать пары примеры — связь. Вы увидите, что получится проще, логичнее.
Я постаралась описать все мелкие недочёты и шероховатости — ещё раз пересмотрите рецензию и проработайте с ними: у Вас высокий шанс написать сочинение на максимум.
Удачи на ЕГЭ!