Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема роли старшего поколения

  • Текст: 1)Родители мои купили небольшое именьице
    1)Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.

    (4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться со взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (б)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями.

    (8)По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.

    (9)Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:

    — Он меня любит. (10)Он, ежели когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает, пальцем не тронет. (11)Ляжь тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.

    (12)Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине.

    (13)С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле; но, по серьёзности моего характера, более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах — то в риге, то в овине. (15)Меньше всех мельник знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.

    (По Н. С. Лескову*)
    * Николай Семёнович Лесков (1834-1895) — известный русский писатель и публицист.

23.05.2024 21:03:26
Автор: Михаил Наяшков

Какова роль старшего поколения в воспитании младшего? Именно эту проблему ставит Николай Семенович Лесков в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор вспоминает свое детство и рассказывает как познакомился с мельником-дедом Ильёй, “опытный ум которого открывал ему полный таинственной прелести мир, который был совсем ему, городскому мальчику неизвестен”. Этот пример показывает, что человек более старшего поколения способен участвовать в воспитании младшего путем передачи определенных знаний о мире.
Далее автор рассказывает о том, что “ все эти живые и занимательные истории имели тогда для него полную вероятность’’, ведь они “переполняли его фантазию, что он сам был чуть ли не духовидцем”. Читатель понимает, что дед Илья увлек главного героя своими историями, которые оставили отпечаток в его воспоминании, а это позволяет понять, что дед поспособствовал воспитанию главного героя.
Эти примеры дополняют друг друга и показывают, что старшее поколение участвует в воспитании младшего даже путем передачи знаний о мире и  рассказа каких-то занимательных историй.
Авторская позиция ясна. Николай Семенович Лесков считает, что старшее поколении действительно занимает решающую роль в воспитании младшего.
Я разделяю позицию автора так как в истории существует немало примеров когда старшее поколение занимало значительную роль в воспитании младшего. Например Российский император Николай II воспитывался в строгой обстановки, его учителем был К.П. Победоносцев, который оказал значительное влияние на него в ходе его обучения путем обучения Николая основам самодержавной политики, что в дальнейшем скажется на его внутриполитическом курсе в первые годы его правления.
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой поставленной в тексте Николая Семеновича Лескова и осознают, что старшее поколение действительно занимает значительную роль в воспитании младшего.
Количество слов - 264

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Михаил !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор вспоминает свое детство
Рассказчик, а не автор. Различайте их. Перед Вами художественный текст.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена, но натянута.  Если Вы называете связь «дополнение», то нужно сделать разведение примеров: что делает каждый из них?

Далее автор рассказывает о том, что “ все эти живые и занимательные истории имели тогда для него полную вероятность’’, ведь они “переполняли его фантазию, что он сам был чуть ли не духовидцем”.
Михаил, Вы употребляете словесный маркер причинной связи ВЕДЬ и при этом делаете парадоксальный вывод: дополнение

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция ясна.
АП всегда скрыта в ХТ, никогда не ясна.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис не сформулирован чётко, переходите сразу же к обоснованию (чего?).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Авторская позиция ясна. Николай Семенович Лесков считает, что старшее поколении действительно занимает решающую роль в воспитании младшего.
Я разделяю позицию автора так как в истории существует немало примеров когда старшее поколение занимало значительную роль в воспитании младшего.
Дублирование ПА и собственной позиции

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой поставленной в тексте Николая Семеновича Лескова и осознают, что старшее поколение действительно занимает значительную роль в воспитании младшего.
Ещё раз дублирование в выводе.
Каждое дублирование – 1 б. по К5

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Ошибки: чрезмерный повтор личного местоимения ОН в предпоследнем абзаце.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

в строгой обстановки
обстановкЕ
Например Российский император
со строчной буквы

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор вспоминает свое детство и рассказывает как познакомился с мельником-дедом Ильёй, “опытный ум которого открывал ему полный таинственной прелести мир, который был совсем ему, городскому мальчику неизвестен”.
Пропущена ЗПТ в СПП

Я разделяю позицию автора так как в истории существует немало примеров когда старшее поколение занимало значительную роль в воспитании младшего.
Пропущена ЗПТ в СПП

Например Российский император Николай II воспитывался в строгой обстановки, его учителем был К.П. Победоносцев, который оказал значительное влияние на него в ходе его обучения путем обучения Николая основам самодержавной политики, что в дальнейшем скажется на его внутриполитическом курсе в первые годы его правления.
ЗПТ при вводном слове
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой поставленной в тексте Николая Семеновича Лескова и осознают, что старшее поколение действительно занимает значительную роль в воспитании младшего.
Не обособлен причастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Именно эту проблему ставит Николай Семенович Лесков в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор вспоминает свое детство и рассказывает как познакомился с мельником-дедом Ильёй, “опытный ум которого открывал ему полный таинственной прелести мир, который был совсем ему, городскому мальчику неизвестен”.
Не ошибка, так как повтор находится в разных абзацах. Но можно улучшить текст, убрав клише, которое дублирует часть первого предложения.
Читатель понимает, что дед Илья увлек главного героя своими историями, которые оставили отпечаток в его воспоминании, а это позволяет понять, что дед поспособствовал воспитанию главного героя.
Повтор
Эти примеры дополняют друг друга и показывают, что старшее поколение участвует в воспитании младшего даже путем передачи знаний о мире и  рассказа каких-то занимательных историй.
Почему даже? Слово лишнее
Например Российский император Николай II воспитывался в строгой обстановки, его учителем был К.П. Победоносцев, который оказал значительное влияние на него в ходе его обучения путем обучения Николая основам самодержавной политики, что в дальнейшем скажется на его внутриполитическом курсе в первые годы его правления.
Повторы

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации
Михаил, самое большое внимание нужно обратить на определение связи. Следите за авторской логикой. Далее — дублирование одной мысли. Повторов не нужно делать как на уровне слов (лексика), так и на уровне мыслей (логика). Не путайте автора и рассказчика; формулируйте тезис, который будете обосновывать, в собственной позиции.
Повторите знаки препинания при СПП, ПО и вводных словах.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку