Запомни!
Природа
-
Текст: Чтобы понимать природу, надо быть оченьЧтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. (2)Вся природа содержится в душе человека, но в природе не весь человек. (З)Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше её. (4)Только оглянувшись назад, в своё прошлое, человек в зеркале видит свою собственную природу.
(5)В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: мать-природа.
(6) Но в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов.
(7) Он умирает в борьбе с этими врагами своими, включёнными в природу. (8)Природа является местом борьбы человека за существование. (9)3начит, природа человеку и мать, и злая мачеха; и из этого начались все наши сказки.
(10)Природа старается бороться со смертью количеством своих семян: сколько-то выживет, — и так продолжается жизнь. (11)И когда от природы вернёшься к себе, то представляется, что мы, люди, за своё бессмертие боремся не количеством, а качеством; и так стараемся создавать бессмертные вещи.
(12)Отчасти мы этого и достигаем: есть произведения искусства очень древние, и они нас и сейчас восхищают. (13)Как ели сеют своими шишками, так и люди берутся за кисть, за перо, за смычок, чтобы один вырос и дал посев. (14)Природа, как и жизнь, не поддаётся логическому определению; и спросите любого, что он понимает в слове «природа».
(15)Никто не даст всеохватывающего определения: одному — это дрова и стройматериалы, другому — цветы и пенье птиц, третьему — небо, четвёртому — воздух, и так без конца. (16)И в то же время каждый человек понимает, что это не всё. (17)Нечто большее, чем свой личный интерес, мы почувствовали к природе во время Великой Отечественной войны, мы понимали: это Родина, наш дом.
(18)Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество. (19)Почему же чувство родины овладевает нами, когда мы слышим крик родной птицы, слышанной в детстве, или песенку, или запах скромного цветка? (20)Каждый из нас, путешествуя, непременно что-нибудь открывает для себя вдали новое. (21)И вернувшись домой, открывает глаза на знакомое и обогащает и расширяет свою родину: чувство родины есть движение к свету. (22)В юности я поехал на Кавказ и лето прожил среди снежных гор, похожих на облака.
(23)Когда я вернулся домой, то впервые увидал у себя на родине облака. (24) Никакого внимания я на них раньше не обращал, но после снежных гор понял облака над равниной Елецкого района с её ржаными полями, васильками и ромашками. (25) Так снежные горы в моём растущем поэтическом сознании превратились на родине в облака, и благодаря поездке на Кавказ я в душе стал поэтом родных облаков.
(26)Так и нужно понимать: наше чувство Родины складывается из любви к тому месту, где родился, из устремлений вдаль, путешествий, расширяющих и обогащающих наше чувство родины. (27)Радостью жизни, средоточием внимания и дружбой питали наши великие предки живущее в нас чувство Родины.
По М. М. Пришвину
Комментируя проблему, затронутую автором, обратимся к предложениям 5 и 6. Пришвин, пытаясь дать определение “природе”, называет её “наша мать” и “злая мачеха”. В предложениях 14-16 он также отмечает, что никакой человек не сможет дать полного определения этому слову, для каждого оно своё: “Никто не даст всеохватывающего определения: одному – это дрова и стройматериалы, другому – цветы и пенье птиц…четвертому – воздух, и так без конца. И в то же время каждый понимает, что это не всё”. Можно понять, что у природы может быть много определений, и все они будут верными, но неполными.
Продолжая рассуждать о проблеме, автор приводит пример Великой Отечественной войны: “Природа явилась нам как родина…” В предложении 19 Пришвин задается вопросом: почему же чувство родины овладевает нами, когда мы вновь, после разлуки, чувствуем “крик птицы” или “запах скромного цветка”? Становится ясно, что природа помогает понять, что такое “Родина”.
Второй пример раскрывает и иллюстрирует первый. Так, вначале автор даёт понять, что природа не имеет какой-то одной функции, позже он приводит конкретный пример того, чем она может являться – неотъемлемой частью “Родины”. Становится ясна всеобъемлимость природы в жизни человека.
Позиция автора ясна. Он считает, что природа затрагивет огромное количество аспектов нашей жизни, что у неё не может быть лишь одной функции, их много.
Я согласен с автором. Так, для меня природа, а именно моя дача, является местом, где я могу прекрасно отдохнуть. Приезжая туда, я могу отвлечься от городской суеты, от бесконечных дел и забот. Мой папа, работающий биологом, рассматривает природу и её обитатлей в качестве предметов исследований. Для каждого из нас природа открывается по-своему.
Таким образом, хотелось бы, чтобы каждый человек нашёл что-нибудь свое в “природе”.
Здравствуйте, Матвей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Продолжая рассуждать о проблеме, автор приводит пример Великой Отечественной войны: “Природа явилась нам как родина…” В предложении 19 Пришвин задается вопросом: почему же чувство родины овладевает нами, когда мы вновь, после разлуки, чувствуем “крик птицы” или “запах скромного цветка”? |
K6 – Богатство речи: + 0 баллов.
Ошибки:
Комментируя проблему, затронутую автором, обратимся к предложениям 5 и 6. Пришвин, пытаясь дать определение “природе”, называет её “наша мать” и “злая мачеха”. В предложениях 14-16 он также отмечает, что никакой человек не сможет дать полного определения этому слову, для каждого оно своё: “Никто не даст всеохватывающего определения: одному – это дрова и стройматериалы, другому – цветы и пенье птиц…четвертому – воздух, и так без конца. И в то же время каждый понимает, что это не всё”. Можно понять, что у природы может быть много определений, и все они будут верными, но неполными. |
В тексте сочинения много повторов, особенно часто повторяется слово "ясно".
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Становится ясна всеобъемлимость природы в жизни человека. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.
Ошибки: нет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
автор приводит пример Великой Отечественной войны |
почему же чувство родины овладевает нами, когда мы вновь, после разлуки, чувствуем “крик птицы” или “запах скромного цветка”? |
что никакой человек не сможет дать полного определения этому слову, для каждого оно своё: “Никто не даст всеохватывающего определения: одному – это дрова |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением сочинения. Удачи на экзамене!