Запомни!
Проблема любви к природе
-
Текст: (1)С детства, со школьной скамьи челове(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
Над этим вопросом размышляет в своём тексте Владимир Алексеевич Солоухин.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор говорит о том, что "для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов". "...Кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье..." - действительно, каждый любит природу, в которой он вырос, и для каждого эта природа - особенная.
Кроме того, писатель считает, что "чувство любви к родной природе ... не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой ... великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам". Солоухин убежден: любовь к родной природе передаётся по наследству, она как бызаключена в генетическом коде народа и в его творчестве.
Примеры, дополняя друг друга, помогают понять, что человек любит родную природу, потому что она встречается повсюду: и в произведениях великих авторов, и в картинах выдающихся художников, и в широких просторах полей и лесов.
Позиция автора такова: любовь к природе появляется у человека как в ходе лицезрения окружающих его ландшафтов, так и при изучении предметов искусства, связанных с природой.
Я полностью разделяю точку зрения автора, так как мне нравится природа, которую я видела с рождения: сосновые боры, березняки, луга, на которых пасутся коровы. Также я выросла на творчестве писателей - Бажова, Мамина-Сибиряка, произведения которых пронизаны трепетной любовью к уральской природе, в которой прошло мое детство.
В заключение я хочу сказать, что природа - это важная составляющая человеческой жизни, поэтому каждый должен её любить и ценить.
Здравствуйте, Арина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор говорит о том, что "для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов". "...Кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье..." - действительно, каждый любит природу, в которой он вырос, и для каждого эта природа - особенная. |
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована без разведения примеров.
Пример 1
Человек любит природу
↓
потому что (а не кроме того)
↓
Пример
Любовь к природе заложена в человеке
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование есть (но чего?)
Тезис можно вычленить из обоснования, но не уверена, что все эксперты будут этим заниматься.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
"...Кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье..." - действительно, каждый любит природу, в которой он вырос, и для каждого эта природа - особенная. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
"...Кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье..." - действительно, каждый любит природу, в которой он вырос, и для каждого эта природа - особенная. |
Также я выросла на творчестве писателей - Бажова, Мамина-Сибиряка, произведения которых пронизаны трепетной любовью к уральской природе, в которой прошло мое детство. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
"...Кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье..." - действительно, каждый любит природу, в которой он вырос, и для каждого эта природа - особенная. |
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
любит природу, в которой он вырос |
Примеры, дополняя друг друга, помогают понять, что человек любит родную природу, потому что она встречается повсюду: и в произведениях великих авторов, и в картинах выдающихся художников, и в широких просторах полей и лесов. |
в ходе лицезрения |
Позиция автора такова: любовь к природе появляется у человека как в ходе лицезрения окружающих его ландшафтов, так и при изучении предметов искусства, связанных с природой. |
Я полностью разделяю точку зрения автора, так как мне нравится природа, которую я видела с рождения: сосновые боры, березняки, луга, на которых пасутся коровы. Также я выросла на творчестве писателей - Бажова, Мамина-Сибиряка, произведения которых пронизаны трепетной любовью к уральской природе, в которой прошло мое детство. |
В заключение я хочу сказать, что природа - это важная составляющая человеческой жизни, поэтому каждый должен её любить и ценить. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Арина, когда Вы пишете своими словами об уральской природе, получается естественно и проникновенно. Но когда штампуете клише, появляется стилевой диссонанс — возникает ощущение, что эти два разных человека создавали сочинение.
Обратите внимание на определение связи. Вы идёте не от логики авторской мысли, а от названий связей.
В своей позиции не забывайте формулировать тезис, который доказываете.
Удачи на ЕГЭ!