Запомни!
проблема восприятия языка
-
Текст: (1)Наше счастье, что мы ничего не зам(1)Наше счастье, что мы ничего не замечаем. (2)Сами меняемся — и сами же этого не замечаем. (3)Ну действительно, разве телевизор не изменил человечество? (4)А компьютер? (5)Если произвести мыслительный эксперимент и перенести молодого человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и, наоборот, перенести обычного человека из семидесятых в сегодня, мы получим интересный результат. (6)У каждого из этих людей возникнут серьёзные языковые проблемы. (7)Это не значит, что они совсем не поймут язык другого времени, но, по крайней мере, некоторые слова и выражения будут непонятны. (8)Более того, общение человека из семидесятых годов с человеком третьего тысячелетия вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом не только из-за простого непонимания слов, но и из-за несовместимости языкового поведения. (9)Этот мыслительный эксперимент становится вполне реальным, когда, например, современные ученики смотрят советские фильмы. (10)Кажется, что в обратную сторону реализовать эксперимент сложнее. (11)Однако возвращаются в Россию эмигранты, люди из семидесятых, и недоумённо застывают от слова «пиар». (12)Непонятны им и банальные правила поведения современного молодого человека, сформулированные на современном языке. (13)«Не наезжай! (14)Не грузи! (15)Не гони! (16)Не тормози!» (17)А нам, здешним, всё понятно, хотя ни одно из слов не употреблено в своём старом литературном значении, а новых значений не найдёшь ни в одном словаре. (18)Впрочем, откажутся понимать эти слова и ревнители русского языка. (19)Да, действительно, классики так не говорили. (20)Но даже если отбросить самые нелепые слухи и мнения о современном языке, всё равно останется какое-то смутное волнение и раздражение собственным языком, которое испытывает сейчас множество людей. (21)Всё это выливается в публичное осуждение русского языка, призывы что-то запретить и где-то поправить. (22)Например, в проекте Закона о русском языке как государственном предлагалось запретить использование иностранных слов при наличии русского аналога. (23)Надо что-то делать!(24) Пуститься во все тяжкие? (25)Или не надо? (26)Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. (27)В сегодняшней речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать караул. (28)Молодёжный сленг, немножко классической блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы, короче говоря, на любой вкус. (29)Можно, конечно, жаловаться… (30)Но язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. (31)Язык — слуга и господин. (32)Язык — наш друг и враг одновременно. (33)Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. (34)Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. (35)Он не даёт ни соврать, ни обмануть себя. (36)Общество становится криминальнее, и язык вслед за ним. (37)Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. (38)Общество становится свободнее, и язык отражает это. (39)Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём. (40)Как говорить — это выбор, как думать и как жить. (41)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. (42)Что Тургенева — на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить! (43)Так что живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. (44)Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.
(По М. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (1958) — советский и российский лингвист, автор научно-популярных книг о русском языке, среди которых «Русский язык на грани нервного срыва» и другие.
Сначала автор предлагает «произвести мыслительный эксперимент», перенеся человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и наоборот. М. А. Кронгауз считает, что у каждого из этих людей возникнут серьезные языковые проблемы. «Это не значит, что они совсем не поймут язык другого поколения, но, по крайней мере, некоторые слова и выражения будут непонятны», - пишет лингвист. Такой эксперимент вполне реален. Ведь трудности понимания некоторых слов возникают даже у поколений, разница в возрасте которых 20-30 лет. Например, когда разговаривает мать, родившаяся в восьмидесятые года двадцатого века, и ее пятнадцатилетняя дочка. Ни одна из них не будет пытаться понять язык другой, потому что каждой будет казаться, что ее речь «правильнее и чище».
Однако далее, продолжая свои мысли, автор приводит в пример проект Закона о русском языке как государственном, в котором предлагалось запретить заимствование иностранных слов при наличии русского аналога. «Пуститься во все тяжкие? Или не надо?» - над этими вопросами размышляет автор. Естественно, что люди, использующие такие слова, будут против запрета. Очевидно, что нужно попытаться сделать общий язык, но стоит ли увеличивать «разрыв»?..
Между примерами причинно-следственные отношения. Из-за существующих трудностей, указанных в первом примере, появляются призывы что-то запретить и где-то поправить.
Автор убежден в том, что трудности восприятия связаны со «стрессовыми условиями языкового разрыва поколений». Однако пройдет десяток-другой лет и наступит период «единого общего языка».
Нельзя не согласиться с позицией автора. Я считаю, что наступит «время» языка, который будет понятен абсолютно всем. Например, сейчас можно часто услышать слово «шокировать». В словаре указано, что оно означает «вызывать чувство неловкости, приводить кого-нибудь в смущение нарушением правил приличия». Но обычно его употребляют, имея в виду, будто что-то очень удивило: «нас шокировала эта встреча». Наверное, когда-нибудь появится словарь, с которым будет согласен любой человек...
Таким образом, язык тесно связан с обществом. Если поменялось одно, то поменяется и другое.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен. Вопросительные предложения в составе пояснительной части нежелательны. Вместо вопросов нужно указывать авторское отношение к ситуации, обозначенной в примере.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Я считаю, что наступит «время» языка, который будет понятен абсолютно всем. |
В последующей части вы противоречите собственному тезису, говоря о том, что когда меняется общество, меняется и язык. Как в таком случае появится язык, "понятный всем"?
K6 – Богатство речи: + 1 балл.
Ошибки: нет
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Однако пройдет десяток-другой лет и наступит период «единого общего языка». |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Например, когда разговаривает мать, родившаяся в восьмидесятые года двадцатого века, и ее пятнадцатилетняя дочка. |
проект Закона о русском языке как государственном, в котором предлагалось запретить заимствование иностранных слов при наличии русского аналога. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Ошибки:
М. А. Кронгауз поднимает проблему трудностей восприятия языка людьми разных возрастов |
Однако далее, продолжая свои мысли, автор приводит в пример проект Закона о русском языке как государственном |
Такой эксперимент вполне реален. |
Мысль выражена некорректно. Не эксперимент реален, а его результаты убедительны, соответствуют реальности. Говорить о реальности самого эксперимента не приходится, ведь люди еще не научились перемещаться во времени.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Хорошее сочинение, но, чтобы оно было идеальным, нужно еще поработать над комментарием, речью. Удачи!