Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема восприятия языка

  • Текст:    (1)Наше счастье, что мы ничего не зам
       (1)Наше счастье, что мы ничего не замечаем. (2)Сами меняемся — и сами же этого не замечаем. (3)Ну действительно, разве телевизор не изменил человечество? (4)А компьютер? (5)Если произвести мыслительный эксперимент и перенести молодого человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и, наоборот, перенести обычного человека из семидесятых в сегодня, мы получим интересный результат. (6)У каждого из этих людей возникнут серьёзные языковые проблемы. (7)Это не значит, что они совсем не поймут язык другого времени, но, по крайней мере, некоторые слова и выражения будут непонятны. (8)Более того, общение человека из семидесятых годов с человеком третьего тысячелетия вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом не только из-за простого непонимания слов, но и из-за несовместимости языкового поведения. (9)Этот мыслительный эксперимент становится вполне реальным, когда, например, современные ученики смотрят советские фильмы. (10)Кажется, что в обратную сторону реализовать эксперимент сложнее. (11)Однако возвращаются в Россию эмигранты, люди из семидесятых, и недоумённо застывают от слова «пиар». (12)Непонятны им и банальные правила поведения современного молодого человека, сформулированные на современном языке. (13)«Не наезжай! (14)Не грузи! (15)Не гони! (16)Не тормози!» (17)А нам, здешним, всё понятно, хотя ни одно из слов не употреблено в своём старом литературном значении, а новых значений не найдёшь ни в одном словаре. (18)Впрочем, откажутся понимать эти слова и ревнители русского языка. (19)Да, действительно, классики так не говорили. (20)Но даже если отбросить самые нелепые слухи и мнения о современном языке, всё равно останется какое-то смутное волнение и раздражение собственным языком, которое испытывает сейчас множество людей. (21)Всё это выливается в публичное осуждение русского языка, призывы что-то запретить и где-то поправить. (22)Например, в проекте Закона о русском языке как государственном предлагалось запретить использование иностранных слов при наличии русского аналога. (23)Надо что-то делать!(24) Пуститься во все тяжкие? (25)Или не надо? (26)Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. (27)В сегодняшней речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать караул. (28)Молодёжный сленг, немножко классической блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы, короче говоря, на любой вкус. (29)Можно, конечно, жаловаться… (30)Но язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. (31)Язык — слуга и господин. (32)Язык — наш друг и враг одновременно. (33)Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. (34)Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. (35)Он не даёт ни соврать, ни обмануть себя. (36)Общество становится криминальнее, и язык вслед за ним. (37)Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. (38)Общество становится свободнее, и язык отражает это. (39)Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём. (40)Как говорить — это выбор, как думать и как жить. (41)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. (42)Что Тургенева — на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить! (43)Так что живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. (44)Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура. 
    (По М. Кронгаузу*) 
    * Максим Анисимович Кронгауз (1958) — советский и российский лингвист, автор научно-популярных книг о русском языке, среди которых «Русский язык на грани нервного срыва» и другие. 
18.05.2024 23:48:42

В предложенном для анализа тексте М. А. Кронгауз поднимает проблему трудностей восприятия языка людьми разных возрастов.
Сначала автор предлагает «произвести мыслительный эксперимент», перенеся человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и наоборот. М. А. Кронгауз считает, что у каждого из этих людей возникнут серьезные языковые проблемы. «Это не значит, что они совсем не поймут язык другого поколения, но, по крайней мере, некоторые слова и выражения будут непонятны», - пишет лингвист. Такой эксперимент вполне реален. Ведь трудности понимания некоторых слов возникают даже у поколений, разница в возрасте которых 20-30 лет. Например, когда разговаривает мать, родившаяся в восьмидесятые года двадцатого века, и ее пятнадцатилетняя дочка. Ни одна из них не будет пытаться понять язык другой, потому что каждой будет казаться, что ее речь «правильнее и чище».
Однако далее, продолжая свои мысли, автор приводит в пример проект Закона о русском языке как государственном, в котором предлагалось запретить заимствование иностранных слов при наличии русского аналога. «Пуститься во все тяжкие? Или не надо?» - над этими вопросами размышляет автор. Естественно, что люди, использующие такие слова, будут против запрета. Очевидно, что нужно попытаться сделать общий язык, но стоит ли увеличивать «разрыв»?..
Между примерами причинно-следственные отношения. Из-за существующих трудностей, указанных в первом примере, появляются призывы что-то запретить и где-то поправить.
Автор убежден в том, что трудности восприятия связаны со «стрессовыми условиями языкового разрыва поколений». Однако пройдет десяток-другой лет и наступит период «единого общего языка».
Нельзя не согласиться с позицией автора. Я считаю, что наступит «время» языка, который будет понятен абсолютно всем. Например, сейчас можно часто услышать слово «шокировать». В словаре указано, что оно означает «вызывать чувство неловкости, приводить кого-нибудь в смущение нарушением правил приличия». Но обычно его употребляют, имея в виду, будто что-то очень удивило: «нас шокировала эта встреча». Наверное, когда-нибудь появится словарь, с которым будет согласен любой человек...
Таким образом, язык тесно связан с обществом. Если поменялось одно, то поменяется и другое.
Количество слов - 308

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен. Вопросительные предложения в составе пояснительной части нежелательны. Вместо вопросов нужно указывать авторское отношение к ситуации, обозначенной в примере.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Я считаю, что наступит «время» языка, который будет понятен абсолютно всем.
Эту мысль вы приводите как тезис, но никогда не сможете ее доказать. Пример-иллюстрация, приведенная далее, не является доказательством данного тезиса.
В последующей части вы противоречите собственному тезису, говоря о том, что когда меняется общество, меняется и язык. Как в таком случае появится язык, "понятный всем"?

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Однако пройдет десяток-другой лет и наступит период «единого общего языка».
Слово "однако" не является общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом И обязательна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Например, когда разговаривает мать, родившаяся в восьмидесятые года двадцатого века, и ее пятнадцатилетняя дочка.
В этом предложении отсутствует грамматическая основа в главной части (вместо основы представлено только вводное слово "например". Это грамматическая ошибка -- парцелляция.
проект Закона о русском языке как государственном, в котором предлагалось запретить заимствование иностранных слов при наличии русского аналога.
Непонятно, к какому существительному относится союзное слово "в котором" к языку? закону? проекту? Нарушение построения сложного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

М. А. Кронгауз поднимает проблему трудностей восприятия языка людьми разных возрастов
Слово "трудность" не является отглагольным и поэтому плохо сочетается с существительным "проблема". Лучше сочетать слово "проблема" с отглагольным существительным: проблема восприятия языка... (не ошибка).
Однако далее, продолжая свои мысли, автор приводит в пример проект Закона о русском языке как государственном
Приводить в пример -- значит делать эталоном, образцом для подражания. В вашем контексте выражение неуместно.
Такой эксперимент вполне реален.

Мысль выражена некорректно. Не эксперимент реален, а его результаты убедительны, соответствуют реальности. Говорить о реальности самого эксперимента не приходится, ведь люди еще не научились перемещаться во времени.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Хорошее сочинение, но, чтобы оно было идеальным, нужно еще поработать над комментарием, речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку