Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема умения мыслить

  • Текст: (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазно
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л. Н. Толстому*)
    * Лев Николаевич Толстой (1828−1910) — русский писатель, публицист, мыслитель.
18.05.2024 03:56:22
Автор: Вера Портнова

Для чего нужно мыслить? Над этим вопросом размышляет Л. Н. Толстой.

Автор повествует о том, что мысль "важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви", а также подмечает, что "это-то усилие мысли против того, что мешает любви ... важнее, нужнее и дороже всего". Л. Н. Толстой акцентирует внимание на то, что сила мысли помогает различать хорошее от дурного.

Также автор пишет, что разум говорит человеку о том, что "всякие беды проходят и часто превращаются в доброе", и о том, что "для разумного человека всякая беда на пользу". Л. Н. Толстой акцентирует внимание на то, что сила мысли дана для того, чтобы спокойно переносить всякие беды.

Примеры дополняют друг-друга и помогают понять, что мыслить нужно не только для того, чтобы понимать для чего живёшь, но и чтобы прямо в глаза беде.

Л. Н. Толстой считает, что мыслить нужно для того, чтобы стойко переносить невзгоды и взывать голос совести.

Я согласна с мнением автора. Мыслить должен каждый из нас. Приведу пример из произведения М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Мцыри, несмотря на то что был истащён после схватки со зверем, продолжал идти вперёд. Мысли о свой родине двигали его вперёд, в ситуации когда, казалось бы, выхода нет.

В заключение хочется сказать, что способность мыслить делает жизнь человека лучше.
Количество слов - 205

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан, пояснение с сутью цитаты не связано и не вытекает из нее.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована с ошибкой (обобщение первого примера не соответствует сути примера).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, однако обоснование тезиса отсутствует, пример не становится аргументом, мысль о том, почему каждый из нас должен мыслить, не подкрепляется обоснованием.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки: смысловые повторы на протяжении всего текста сочинения.

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Примеры дополняют друг-друга и помогают понять, что мыслить нужно не только для того, чтобы понимать для чего живёшь, но и чтобы прямо в глаза беде.
Слова пишутся раздельно.
Мцыри, несмотря на то что был истащён после схватки со зверем, продолжал идти вперёд.
Правильно: истощен.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

а также подмечает, что "это-то усилие мысли против того, что мешает любви ... важнее, нужнее и дороже всего"
Пропущена запятая после придаточной части.
Примеры дополняют друг-друга и помогают понять, что мыслить нужно не только для того, чтобы понимать для чего живёшь, но и чтобы прямо в глаза беде.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Мысли о свой родине двигали его вперёд, в ситуации когда, казалось бы, выхода нет.
Пропущена запятая перед придаточной частью.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Л. Н. Толстой акцентирует внимание на то, что сила мысли помогает различать хорошее от дурного.
Правильно: акцентирует внимание на ТОМ, что... (ошибка повторяется два раза)
Л. Н. Толстой считает, что мыслить нужно для того, чтобы стойко переносить невзгоды и взывать голос совести.
Нарушение управления. Правильно: взывать К голосу совести.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор повествует о том, что мысль "важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви"
Повествовать -- значит сообщать о событиях. В тексте представлено рассуждение, а не повествование, поэтому данный глагол употреблен неуместно.
Автор повествует о том, что мысль "важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви"  а также подмечает, что "это-то усилие мысли против того, что мешает любви ... важнее, нужнее и дороже всего"
Однообразие речевых конструкций.
Л. Н. Толстой акцентирует внимание на то, что сила мысли помогает различать хорошее от дурного.
В сочетании с предлогом ОТ используется пароним ОТЛИЧАТЬ.
Примеры дополняют друг-друга и помогают понять, что мыслить нужно не только для того, чтобы понимать для чего живёшь, но и чтобы прямо в глаза беде.
Пропуск значимого для понимания смысла слова.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, повторите правила пунктуации в сложноподчиненном предложении. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку