Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Нужно ли быть милосердным к врагам?

  • Текст: (1)Одно желание было у лейтенанта Бориса
    (1)Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас… — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу… (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! — Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу… (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32)В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя – свой или чужой.

    (33)И лежали раненые вповалку – и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)За ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал… (51)Ладом!

    (52)И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака. (54)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».



    (По В.П. Астафьеву*)


    * Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – советский и российский писатель, драматург, эссеист.
17.05.2024 18:36:29
Автор: Александр Куриленко

Нужно ли быть милосердным к врагам? Этим вопросом задаётся Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте.
Для начала рассмотрим предложения 3-25, где, показывая обстановку на хуторе, автор пишет о солдате, отчаявшемся от горя из-за утраты близких от рук немцев и попытавшемся застрелить пленных, но, увидев, что он хочет сделать, лейтенант Борис Костяев «упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег», а «затем вырвал из рук солдата автомат». Читатель понимает что, несмотря на горе и боль, не стоит продолжать кровопролитие и обрекать на ту же боль ещё больше людей.
Затем обратим внимание на слова старшего сержанта, обращённые к раненому немцу: «Познобился весь. Кто тебя кормить-то будет и семью твою? Фюрер? Фюреры, они накормят!..» Далее заметим военного врача, который, не обращая внимания на то, свой человек или чужой, перевязывал раненых солдат. Этими примерами автор хочет показать, что, чтобы оставаться человечными, люди должны проявлять сострадание ко всем, даже к врагам.
Примеры можно сопоставить. Автор не зря приводит описание спасения пленных немецких солдат и то, как врач, отбросив эмоции, лечил врагов так же, как своих. Оба примера дают понять, что нужно быть милосердным ко всем, несмотря на то, что они сделали.
Авторская позиция ясна. Виктор Петрович Астафьев считает, что нельзя предаваться ярости, чтобы не продолжать цепочку насилия, поэтому нужно проявлять милосердие к любым людям.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что милосердие — очень важная черта для любого человека. Анализируя текст, мне сразу вспомнился эпизод из фильма «По соображениям совести», в котором главный герой, Десмонд Досс, являющийся пацифистом и военным доктором, не берущим в руки оружие, унося своих боевых товарищей в безопасное место, наткнулся на раненого японского солдата. Тогда он тотчас перевязал его и оставил дожидаться помощи. Увидев этот эпизод я сразу понял, что всё же следует находить в себе силы, чтобы помогать врагу, поэтому позиция автора близка мне.
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поставленной Виктором Петровичем Астафьевым в своём тексте, и будут поступать милосерднее в отношении других людей.
Количество слов - 323

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендую при упоминании связи "сопоставление" указывать, что вы выявили, сопоставив эпизоды: сходство между ними или различие, так анализ связи будет выглядеть более убедительно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Увидев этот эпизод я сразу понял, что всё же следует находить в себе силы, чтобы помогать врагу, поэтому позиция автора близка мне.
Смысл этой фразы довольно сомнительный: если помогать врагу, то как выигрывать войну? Такой смысл возникает потому, что во фразе отсутствует важное логическое звено: следует находить моральные силы, чтобы помогать побежденному врагу, проявлять милосердие к слабому.
главный герой, Десмонд Досс, являющийся пацифистом и военным доктором, не берущим в руки оружие, унося своих боевых товарищей в безопасное место, наткнулся на раненого японского солдата. Тогда он тотчас перевязал его и оставил дожидаться помощи.
Нарушение последовательности изложения: как можно понять, что японский солдат был врагом? Вы не пишете, о какой войне идет речь, кто на чьей стороне.

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +  2 балла.

Ошибки:

Увидев этот эпизод я сразу понял, что всё же следует находить в себе силы, чтобы помогать врагу, поэтому позиция автора близка мне.
Нужно обособить деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Автор не зря приводит описание спасения пленных немецких солдат и то, как врач, отбросив эмоции, лечил врагов так же, как своих.
Нарушение в конструкции с однородными членами: непонятно, с чем соединяется указательное местоимение ТО -- со словом "описание"? Автор приводит описание спасения и то... Нельзя приводить ТО.
Анализируя текст, мне сразу вспомнился эпизод из фильма
Нарушение в конструкции с деепричастным оборотом: эпизод не может анализировать текст.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

автор пишет о солдате, отчаявшемся от горя из-за утраты близких от рук немцев
Нарушение порядка слов, приводящее к искажению смысла. Правильно: ...о солдате, близких которого убили немцы.
Далее заметим военного врача, который, не обращая внимания на то, свой человек или чужой, перевязывал раненых солдат.
Заметить -- значит "увидеть, воспринять зрением". Анализируя текст, мы не можем заметить персонажей. Слово употреблено неуместно.
Этими примерами автор хочет показать, что, чтобы оставаться человечными, люди должны проявлять сострадание ко всем, даже к врагам.
Во избежание неблагозвучия лучше использовать бессоюзную конструкцию: "... автор хочет показать: чтобы оставаться человечными, люди..." (не ошибка).
унося своих боевых товарищей в безопасное место, наткнулся на раненого японского солдата. Тогда он тотчас перевязал его и оставил дожидаться помощи.
Нарушение в употреблении местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет

Александр, сочинение хорошее, будьте внимательнее при самопроверке, и старайтесь писать менее тяжеловесно: не нагромождайте множество причастных и деепричастных оборотов, чаще ставьте точки. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку