Запомни!
Отражение характеров в отношении к дому
-
Текст: Мне не раз доводилось бывать в покинутыхМне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.
Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.
Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.
А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз "рогами", валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..» (По В. П. Астафьеву)
Комментируя данные высказывания, хочу отметить: автор описывает типичное зрелище, которое он наблюдал много раз. Проследуем за его взглядом. Вот стоит одна заброшенная изба. Она полностью ухожена и подготовлена для жилья: полы намыты, печь исправна и чиста, имеется полный набор посуды. И даже запас сухих дров в наличии. (Предложения 10-11). Автор делает закономерный вывод, что в таком состоянии жилище оставляют «настоящие хозяева», которые «с крестьянской обстоятельностью» приготовили всё необходимое для будущего жильца. Они явно надеялись, что незнакомец с таким же почтением отнесётся к дару и не разбазарит его в дальнейшем, переняв эстафету ответственного обитателя.
Что же мы видим через дорогу от сего достойного жилища? Обратимся к описанию другого дома: ворота сорваны, по двору валяется всяческая утварь. «В самой избе кавардак невообразимый»: заплесневелая посуда, остатки еды, животный помёт. Всюду лом и смрад. И, глядя на это, автор понимает, что это жильё не оставляли с любовью, почётом и доброй памятью, и даже обоснованно воображает, как уходящая хозяйка на прощание «плюнула в захламлённую избу».
Таким образом, Астафьев демонстрирует нам два контрастных примера. Есть люди на деревне, уважающие свой дом, свою землю, своё дело. А есть такие, которые не ценят свою крестьянскую долю. И эти характеры неизбежно находят отражение в быту. Первые, даже покидая дом навсегда, пытаются достойно его передать неведомому наследнику. Вторые же доводят своё хозяйство до совершенно срамного вида. Очевидно, что Астафьев делает этот нехитрый вывод на основании своего немалого опыта пребывания в русской деревне. И с ним сложно не согласиться, ведь, действительно, люди бывают разные — ценящие отчий дом и тяготящиеся им. Также очевидно, что хозяйский характер наложит свой отпечаток и на всё хозяйство.
Это свойство нередко иллюстрируется в произведениях литературы. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» нам живописно рисуются портреты различных помещиков, по сути — таких же сельских землевладельцев. Среди них, к примеру, находится Семён Плюшкин. И пусть свой характер Плюшкин получил вследствие скорбных семейных обстоятельств, на момент повествования он описывается одиноким, мелочно скупым затворником, потерявшим в жизни всяческую предприимчивость. Вот и имение ему соответствовало: прохудившийся дом, заброшенный сад, в комнатах груды хлама, а в амбарах гниющее добро. Да что там дом, целая деревня пребывала в упадке!
Я не ожидаю, что, прочтя текст Астафьева, всякий человек немедля станет прилежным владельцем своих угодий. Тем более что, вопреки расхожему мнению, в данном отрывке автор, хоть и демонстрировал свои симпатии через эмоциональные эпитеты, однако ж вовсе не брался поучать о должном. Но буду надеяться, что эти слова Виктора Петровича хотя бы помогут всякому осознанно выбрать свой путь.
Здравствуйте!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
(Предложения 10-11). |
Вы прикрепили текст с непронумерованными предложениями.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора должно содержать согласие, тезис, обоснование тезиса.
Также очевидно, что хозяйский характер наложит свой отпечаток и на всё хозяйство. |
Предполагаю, что это тезис. Но он просто дублирует авторскую позицию (подробно пишу об этом в к5).
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Комментируя данные высказывания, хочу отметить |
Какие? В предыдущем предложении нет никаких высказываний.
Таким образом, Астафьев демонстрирует нам два контрастных примера. Есть люди на деревне, уважающие свой дом, свою землю, своё дело. А есть такие, которые не ценят свою крестьянскую долю. И эти характеры неизбежно находят отражение в быту. Первые, даже покидая дом навсегда, пытаются достойно его передать неведомому наследнику. Вторые же доводят своё хозяйство до совершенно срамного вида. Очевидно, что Астафьев делает этот нехитрый вывод на основании своего немалого опыта пребывания в русской деревне. И с ним сложно не согласиться, ведь, действительно, люди бывают разные — ценящие отчий дом и тяготящиеся им. Также очевидно, что хозяйский характер наложит свой отпечаток и на всё хозяйство. |
1. Не вижу никакого вывода.
2. Второе выделенное зелёным утверждение дублирует первое.
K6 – Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Тем более что, вопреки расхожему мнению, в данном отрывке автор, хоть и демонстрировал свои симпатии через эмоциональные эпитеты, однако ж вовсе не брался поучать о должном. |
Нет причин для постановки запятой перед первой частью двойного сочинительного союза.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балл
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
...размышляет о различиях персон, оставивших свои избы. |
Иностилевое слово. Корректно: людей
Обратимся к описанию другого дома: ворота сорваны, по двору валяется всяческая утварь. |
Иностилевое слово. Корректно: разнообразная, всевозможная; всякая.
«В самой избе кавардак невообразимый»: заплесневелая посуда, остатки еды, животный помёт. |
Речевая избыточность. Помёт не может быть каким-либо ещё.
Всюду лом и смрад. |
Слово употреблено в несвойственном ему значении.
...и даже обоснованно воображает, как уходящая хозяйка на прощание «плюнула в захламлённую избу». |
Слово употреблено в несвойственном ему значении. Корректно: представляет.
Есть люди на деревне, уважающие свой дом, свою землю, своё дело. |
Корректно: в деревне.
Вторые же доводят своё хозяйство до совершенно срамного вида. |
Иностилевое слово. Корректно: неприличного, непристойного.
Это свойство нередко иллюстрируется в произведениях литературы. |
Какое? В предыдущем предложении не говорится о каких-либо свойствах.
Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» нам живописно рисуются портреты различных помещиков, по сути — таких же сельских землевладельцев. |
Слово нам лишнее.
И пусть свой характер Плюшкин получил вследствие скорбных семейных обстоятельств, на момент повествования он описывается одиноким, мелочно скупым затворником, потерявшим в жизни всяческую предприимчивость. Вот и имение ему соответствовало: прохудившийся дом, заброшенный сад, в комнатах груды хлама, а в амбарах гниющее добро. Да что там дом, целая деревня пребывала в упадке! |
Неуместная пафосность.
Я не ожидаю, что, прочтя текст Астафьева, всякий человек немедля станет прилежным владельцем своих угодий. |
И тут.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Но буду надеяться, что эти слова Виктора Петровича хотя бы помогут всякому осознанно выбрать свой путь. |
Немного фамильярно называть автора по имени и отчеству.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Мне понравились абзацы с примерами, однако всё остальное написано не в соответствии со структурой ЕГЭ. Кроме того, вам стоит уделить серьезное внимание речи: вы должны не создать свой художественный текст на основе прочитанного, а проанализировать то, что вам предложено. Рекомендую посмотреть вебинары, проведённые экспертами нашего сайта, их можно найти по ссылке https://mogu-pisat.ru/webinar/skol/?ELEMENT_ID=13913915[/URL] .
Удачи!