Запомни!
Проблеме духовной бедности
-
Текст: (1)Эти трое были живые, смешливые, остры(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.
(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...
(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.
(По Д. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.
Комментируя данную проблему, обращусь к описанию Ермакова. Он не интересовался культурой, ничего не читал и не стремился быть образованным, однако являлся надежным человеком, знающим своё дело и выполнявшим его наилучшим образом. Этим автор хотел показать, что духовное развитие перешло на второй план, и, что далеко не каждый будет уделять ему должное внимание, ввиду его ненадобности.
Далее обращусь к описанию Даниилом Александровичем посетителей Эрмитажа. Автор отмечает, что многие из посетителей музея заходят в него «чтобы отметиться», при этом они абсолютно равнодушны к хранящимся там произведениям искусства. Таким образом, автор хотел показать, что многие современные люди приобщаются к культуре не из интереса к ней, а для показания своего престижа, что показывает духовную бедность общества.
Аргументы дополняют друг друга, позволяя наиболее полно раскрыть проблему духовного обнищания людей в современном обществе.
В конце представленного отрывка Даниил Александрович пишет: «может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре» - чем указывает на свою позицию по отношению к рассматриваемой проблеме. Автор считает, что понять и придать должное значение культуре может лишь тот человек, который в этом заинтересован.
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, человек, который изучает культуру лишь для того, чтобы доказать окружающим свою значимость, с большей вероятностью не сможет понять заложенный в произведения искусства смысл, чем человек, который увлекается ей из собственного интереса. Рассуждая о данной проблеме, нельзя не вспомнить повесть Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Герой произведения – Манилов, который ничем не интересуется и ничего из себя не представляет, но хочет казаться образованным и значимым. На его столе лежит книга, демонстративно открытая на одной странице несколько лет. В этом проявляется духовная скупость Манилова.
В заключение хочется сказать, что проблема духовной бедности в современном мире достаточно актуальна. Многие люди не считают культуру интересной и видят в ней лишь показатель престижа.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 зачтен, пояснение зачтено. Пример 2 зачтен, пояснение зачтено. Анализ связи не зачтен.
Аргументы дополняют друг друга, позволяя наиболее полно раскрыть проблему духовного обнищания людей в современном обществе. |
Анализа связи здесь нет. Чтобы он был зачтен, нужно указать, в чем именно аргументы друг друга дополняют
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, тезис обоснован.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 – Богатство речи + 1 балл.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
В представленном тексте, Даниил Александрович Гранин рассуждает о проблеме духовной бедности. |
Лишняя запятая
В современном мире, люди перестали уделять особое внимание культуре. Кто-то начинает её игнорировать, а кто-то интересуется лишь для того ЗПТ «чтобы отметиться». |
Лишняя запятая после обстоятельства
Пропущена запятая в СПП перед союзом чтобы
Этим автор хотел показать, что духовное развитие перешло на второй план, и, что далеко не каждый будет уделять ему должное внимание, ввиду его ненадобности. |
Две лишних запятые при однородном соподчинении придаточных
Лишняя запятая при производном предлоге ввиду
Автор отмечает, что многие из посетителей музея заходят в него ЗПТ «чтобы отметиться», при этом они абсолютно равнодушны к хранящимся там произведениям искусства. |
Пропущена запятая в СПП перед союзом чтобы
В конце представленного отрывка Даниил Александрович пишет: «может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре» - чем указывает на свою позицию по отношению к рассматриваемой проблеме. |
Пропущено многоточие в цитате, которая приведена не с начала предложения
Вместо тире должна стоять запятая после закрывающих кавычек
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Автор считает, что понять и придать должное значение культуре может лишь тот человек, который в этом заинтересован. |
Ошибка в построении предложения с однородными членами. Понять что? – должное значение культурЫ
Герой произведения – Манилов, который ничем не интересуется и ничего из себя не представляет, но хочет казаться образованным и значимым. |
Корректно: ничего собой не представляет
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Таким образом, автор хотел показать, что многие современные люди приобщаются к культуре не из интереса к ней, а для показания своего престижа, что показывает духовную бедность общества. |
Повтор
В этом проявляется духовная скупость Манилова. |
Слово употреблено без учета его лексического значения. Возможно, подразумевалось «скудость», «оскудение»?
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов
Рассуждая о данной проблеме, нельзя не вспомнить повесть Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». |
Произведение Гоголя - это поэма, а не повесть.
На его столе лежит книга, демонстративно открытая на одной странице несколько лет. |
Книга Манилова не открыта, в ней лежит закладка: "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года."
Подведем итоги. Работа свидетельствует о понимании исходного текста, его проблематики. Сочинение написано вдумчиво, с точными наблюдениями. Основные проблемы работы связаны с пунктуацией, стоит повторить знаки в сложноподчиненных предложениях, знаки при цитировании. Рекомендуется поработать и над речью, чтобы избегать повторов, неудачных употреблений слов, сделать формулировки более разнообразными и точными.