Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
проблема красоты
-
Текст: (1)Что такое красота? (2)Людям кажутся с(1)Что такое красота? (2)Людям кажутся совсем разные лица, вещи, явления. (3)Полагаю, что, посещая художественные галереи, выставки, собравшие нетленные образы красоты, многие испытывают порой чувство недоумения: неужели это неправильное, странное женское лицо или эта нелепая мужская фигура могут считаться красивыми? (4)Но ведь художник подобен влюбленному, он глядит на свою модель околдованными глазами и — в отличие от бытового человека — умеет сообщать свое видение другим. (5)Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». (6)Тем, кто обладает сильно развитым воспринимающим аппаратом, куда легче понять очарованность художника той или иной натурой и разделить его чувство вопреки собственным пристрастиям, нежели тем, кто редко соприкасается с искусством
Чем поражает Джоконда? (7)Сложностью выражения, глубиной душевной жизни, обнаруживающей себя в многозначной полуулыбке, взгляде, погруженном в даль, но готовом откликнуться и сиюминутности. (8)Разве можно сказать, что Мона Лиза безукоризненно красива? (9)У самого Леонардо есть на полотнах женщины куда красивей (хотя бы эрмитажная «Мадонна Литта»), но манит, притягивает, сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души бессмертная Джоконда — в ней явлен не холодный, обобщающий тип красоты, а горячая, пульсирующая, бездонная жизнь единственной души. (10)Человеку, сказал Паскаль, по-настоящему интересен только человек. (11)И потому над тайной Джоконды, тайной вполне реальной женщины, жившей в нашем мире, а не на Олимпе и не в горних высях, флорентийской гражданки, жены купца Джокондо не устают биться поколение за поколением.
(12)Словами красоту не передашь. (13)Это прекрасно знал Лев Толстой. (14)В полушутливом споре с Тургеневым и Дружининым, кто лучше опишет красоту женщины, он перечеркнул прямолинейные описания своих соперников одной-единственной фразой из Гомера: «Когда Елена вошла, старцы встали». (15)Умно, дерзко, лукаво, но вместе с тем Толстой как бы расписывается в бессилии выразить словами живую красоту женщины. (16)Впрочем, это не мешало ни ему самому, ни его литературным собратьям создавать пленительные женские образы. (17)Разве мы сомневаемся в зрелой красоте Анны Карениной, или девичьей — Наташи Ростовой, или романтической — Татьяны Лариной? (18)А между тем Пушкин не дал ее портрета. (19)Ведь нельзя же считать портретом: «Татьяны бледные красы и распущенные власы». (20)А ведь всего-то сказано, что «все тихо, просто было в ней». (21)Чего же достигает Пушкин такой зримости образа, ставшего символом русской женской красоты — физической и духовной? (22)Колдовством рассеянных по роману легких мазков чарующей авторской интонацией, исполненной нежность и уважения, и чем-то вовсе неуловимым, что принадлежит тайне гения.
(23)Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее.
(24)Как хорошо сказал великий педагог К. Ушинский: «Всякое искреннее наслаждение изящным само по себе источник нравственной красоты».
(по Ю. М. Нагибину*)
* Нагибин Ю́рий Маркович (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Комментируя данную проблему, обратимся к тексту. Нагибин рассуждает о красоте. Автор пишет: “У самого Леонардо есть на полотнах женщины куда красивей…но манит, притягивает, сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души бессмертная Джоконда…” Писатель подчёркивает, что у да Винчи есть знаменитая картина, которая многим нравится.
Далее рассказчик описывает про спор с Тургеневым и Дружининым. Прозаик рассуждал о красоте Анны Карениной, Наташи Ростовой, Татьяны Лариной. Автор пишет:” Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее”. Читатель понимает, что прелесть людей влияет на всех.
Примеры, дополняя друг друга, помогают понять как красота влияет не только на человека, но и на мир.
Позиция автора такова: красота влияет на человека так, что он готов её ценить, любить.
С автором нельзя не согласиться. Например, в повести “Бедная Лиза” рассказывается об Эрасте и Лизе. Она продавала ландыши и к ней подошёл он. После этого они начали встречаться, потому что Лиза понравилась ему. Таким образом, этот пример показывает истинность любви к красоте.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что красота вызывает восторг у людей.
Здравствуйте, Антон! Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ, грамотны, обладаете развитой речью.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан, пояснен неверно.
Комментируя данную проблему, обратимся к тексту. Нагибин рассуждает о красоте. Автор пишет: “У самого Леонардо есть на полотнах женщины куда красивей…но манит, притягивает, сводит с ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души бессмертная Джоконда…” Писатель подчёркивает, что у да Винчи есть знаменитая картина, которая многим нравится. |
Пример 2 указан, пояснен частично. Умозаключение алогично: под словом «прелесть» Вы что подразумеваете: внешнюю красоту или внутреннюю? Какая «влияет на всех»?
Прозаик рассуждал о красоте Анны Карениной, Наташи Ростовой, Татьяны Лариной. Автор пишет:” Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее”. Читатель понимает, что прелесть людей влияет на всех. |
Примеры, дополняя друг друга, помогают понять как красота влияет не только на человека, но и на мир. |
Рассуждение можно было выстроить так:
Пример 1
Есть женщины красивее Джоконды, но привлекает она.
↓
а ещё → дополнение
Пример 2
Есть Татьяна Ларина, Анна Каренина и Наташа Ростова, которые прекрасны внутренне.
ИЛИ
Пример 1
Есть женщины красивее Джоконды, но манит к себе она.
↓
потому что → причина – следствие
Пример 2
Внешняя красота – ничто, привлекает других свет души.
ИЛИ
Пример 1
Есть Джоконда, которая привлекает к себе.
↓
как..., так и → аналогия
↓
Татьяна Ларина, Анна Каренина и Наташа Ростова, которые прекрасны внутренне.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что красота вызывает восторг у людей. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Примеры, дополняя друг друга, помогают понять как красота влияет не только на человека, но и на мир. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Далее рассказчик описывает про спор с Тургеневым и Дружининым. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Читатель понимает, что прелесть пропуск слова людей влияет на всех. |
Далее рассказчик описывает про спор с Тургеневым и Дружининым. Прозаик рассуждал о красоте Анны Карениной, Наташи Ростовой, Татьяны Лариной. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Нагибин рассуждает о красоте. |
Далее рассказчик описывает про спор с Тургеневым и Дружининым. |
Общие рекомендации
Следует усилить работу над комментарием. Идти нужно от анализа текста, от логики развёртывания авторской мысли. Различайте автора и рассказчика.
Удачи на ЕГЭ!